«Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» М.Осорина: Главы 10, 11

Совместное чтение ОсоринаПриветствую всех участниц совместного чтения книги Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» (Лабиринт).
Сегодня мы обсуждаем еще две главы из этой удивительной книги, и они будут особенно интересны и полезны для тех из вас, кто, как и я, старается избегать поездок с детьми в общественном транспорте.
Как оказалось, освоение общественного транспорта является важной вехой в развитии личности ребенка и способствует решению особых задач развития. И если походы на свалку и посещение страшных мест, о которых говорилось в предыдущих главах, трудно представить себе осуществимыми для современных городских детей, то поездки на транспорте, похоже, не утратили этих возможностей. Разве что погадать по номеру билета теперь не получится, но ведь не это главное.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

В 10 главе Мария Осорина рассказывает о первых поездках ребенка в общественном транспорте в сопровождении взрослого. Я с большим интересом узнала о том, как многому учится в процессе этих поездок ребенок, и что поездка в транспорте и возникающие по ходу ситуации могут быть «лакмусовой бумажкой, проявляющей личностные проблемы ребенка». Находясь в этом специфическом общественном месте, ребенок учится осознавать свое «социальное лицо», то есть то, каким воспринимают его окружающие люди, осваивает особые социальные умения.
Прежде всего, это поиск места для себя — навык, с точки зрения автора, жизненно важный и зачастую ускользающий от внимания воспитателей. Накапливая опыт поездок в общественном транспорте, ребенок считывает нашу собственную стратегию поиска места, но принципиально важным является проговаривание взрослым своих действий, пояснения, почему мы выбираем именно такое место. С детьми постарше М.Осорина предлагает разговаривать на эту тему и даже решать своеобразные задачки о выборе подходящих мест для тех или иных категорий пассажиров.
Еще одно важное социальное умение — отношение к стоящим на пути ребенка как в людям, а не просто как к предметам, загораживающим проход. Такая позиция, транслируемая взрослым, позволяет обращаться к этим «препятствиям» и получать желаемое (возможность пройти) с помощью слов.
«Успешность в телесном общении в социальных ситуациях описанного выше типа основана на развитости психологического сопереживания и телесной чуткости по отношению к другим людям, отсутствии страха прикосновений, а также на хорошем владении своим собственным телом» — вот сколько важных личностных приобретений может вынести ребенок из обычного автобуса! Лично меня это поразило и заставило иначе взглянуть на поездки в общественном транспорте. А вас? Поделитесь в комментариях!
Автор подчеркивает, что наличие опыта поездок в общественном транспорте дает человеку (ребенку и взрослому) много преимуществ, которые невозможно получить, передвигаясь только на личном транспорте.
«Когда человек полноценно прожил какие-то социальные ситуации, освоился в них, это навсегда дает ему двойной прибыток: в виде наработки внешних навыков поведения и и виде внутреннего опыта, идущего на строительство его личности, наращивание ее устойчивости, силы самосознания и других качеств».
В 11 главе речь идет о самостоятельных поездках ребенка в общественном транспорте. Здесь М.Осорина проводит интереснейшие параллели, и оказывается, что поездка в транспорте без сопровождения взрослых оборачивается для ребенка путешествием к себе. В главе подробно описываются фазы овладения ребенком самостоятельными поездками, а также говорится о тех психологических задачах, которые он решает на каждой из этих фаз. Не буду здесь перечислять эти фазы и навыки, которые формируются у ребенка по мере прохождения этих фаз. Для себя я отметила, что аспекты, «недостаточно прожитые» ребенком, можно и нужно помочь ему прожить и восполнить, и прежде всего это касается установки на контакт с окружающими предметами и людьми и уровня осознания самого себя. Думаю, эти вещи можно прорабатывать в сюжетно-ролевых играх.
В этой же главе автор приводит последовательность стадий развития у ребенка представлений о пространстве и говорит о том, не далеко не все взрослые проходят все эти стадии, многие остаются на промежуточных. М.Осорина предлагает интересную идею совместных со взрослым исследований пространства с последующим сопоставлением изученного в живой практике с картой. Здесь звучит важная мысль о том, что внимательно наблюдая за ребенком, взрослый обязательно заметит, когда ребенок будет интеллектуально готов к занятиям такого рода, чтобы своевременно предложить ему соответствующие занятия и поддержать эту тенденцию. Вообще в каждой главе прослеживается эта мысль — быть внимательными к детям и особенностям их поведения, обращать внимание даже на мелочи, потому что то, что для взрослого незначительная мелочь, может оказаться целой Вселенной для ребенка.
Делитесь своими идеями, цитатами, выводами, мыслями по поводу прочитанных глав в комментариях!
Через неделю мы с вами обсудим главы 12, 13 и 14, в которых мы вместе с автором отправимся на прогулку с городскими детьми, а еще узнаем, каким должно быть место для игр и отдыха детей.
Если вы попали на эту страницу случайно, но хотите продолжить совместные чтения с Клубом Увлеченных Мам, подпишитесь на нашу рассылку здесь, и каждую неделю Вам на e-mail будут приходить наши статьи и задания по обсуждению совместно прочитанной книги!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Совместное чтение

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Начала читать главу с большим интересом, так как давно уже не ездим на общественном транспорте, и было любопытно узнать, что значит для ребенка опыт поездок на общественном транспорте. Сразу скажу, эти главы надо обязательно читать родителям, которые пользуются общественным транспортом, и которым надо отправлять детей в самостоятельные поездки. Интересное изложение материала, освещение вопроса об общественном транспорте глазами ребенка, отвечает на многие вопросы и во многом снимает тревогу за ребенка. И что самое интересное, появляется желание прокатиться на автобусе, что мы и сделали с детьми. Выходной собрались с мальчишками и покатались на газельках и автобусах, скажу что дети остались очень довольны, особенно старший )
    Очень интересные мысли автора,которые меня заинтересовали: « Поэтому ситуации, возникающие во время поездок в общественном транспорте, часто становятся лакмусовой бумажкой, проявляющей личностные проблемы ребенка. Но ровно эти ситуации дают ребенку ценнейший опыт, идущий на строительство его личности. »
    «….хороший воспитатель практически всегда может сделать любой опыт полезным, если проработает его вместе с ребенком» Это одни из основных мыслей автора, которые мне помогли взглянуть на негативный опыт, получаемый ребенком. До прочтения книги у меня была сильная тревога за детей в плане: а вдруг с ними что-нибудь случится, или их обидят, но после прочтения глав ,поняла, что я пока рядом и могу выслушать, пообщаться, объяснить, помочь, поддержать их т.д. и именно это очень важно.

    1. Марина Суздалева

      Анна, какой замечательный инсайт, очень-очень важная мысль и для меня тоже. Действительно, мы не можем предотвратить все негативные ситуации, но мы можем помочь ребенку пережить и усвоить этот опыт наилучшим образом.

  2. Татьяна

    Не перестаю восхищаться автором книги, насколько она глубоко и деликатно проникает во внутренний мир детей и какие важные аспекты развития ребенка затрагивает. Никогда не задумывалась, что освоение общественного транспорта так важно для детей. Мы с детьми раз в неделю, а то и чаще ездим в город из нашего поселка на общественном транспорте. Дети просто обожают такие путешествия (если, конечно, не очень душно или пахнет бензином в салоне). Когда мало народу, я им предоставляю право выбора места, но если есть необходимость корректируют их выбор, приводя аргументы («что нам не далеко ехать, следовательно не нужно садится в конце автобуса», или «это место неудобно, т.к. плохо видно из окна автобуса» и мн.др.) Дети поначалу все трогали пальчиками, рукой, дотягивались до соседнего сиденья ногой, иногда приходилось объяснять, чего не стоит делать и, конечно, мы рисовали пальчиками по запотевшему стеклу, зимой рассматривали узоры на стекле и наблюдали, как появляются круглые дырочки, все дорогу рассматриваем машины, улицы, дома, людей. Если знакомая дорога, мы уж знаем, где будет сильная встряска, приходится детям преодолевать разные ступеньки, быть осторожными, но в тоже время достаточно ловкими, чтобы протиснуться к выходу. Благодаря этой главе я поняла сколько всего кроется в поездках в общественном транспорте.
    Что касается самостоятельных поездок детей, то наверняка многие родители очень переживают как их ребенок справится с такой необходимостью. Прочитав эту главу, я вспомнила все фазы самостоятельного освоения общественного транспорта, которое у меня произошло «слишком поздно по сравнению с другими», т.к. я жила в сельской местности и в 17 лет приехала учиться в город. Действительно, все происходило именно так, как пишет Мария Осорина. Чтобы было меньше страхов за детей, надо все-таки находить возможность ездить с детьми в общественном транспорте, давать им больше инициативы, больше разговаривать и объяснять различные моменты.

    1. Марина Суздалева

      Татьяна, да у ваших деток уже отличный опыт освоения транспорта! У меня самой, например, в их возрасте такого не было. С сыном тоже стараемся передвигаться на машине. Вернее, старались — до того, как прочитала эту книгу :)

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
«Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» М.Осорина: Главы 8, 9

Приветствую всех участниц совместного чтения книги Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» ([urlspan]Лабиринт[/urlspan]). Мы с вами продолжаем наше увлекательное путешествие...

Закрыть