«Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» М.Осорина: Главы 12, 13, 14

Совместное чтение ОсоринаПриветствую всех участниц совместного чтения книги Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» (Лабиринт). Мы с вами медленно, но верно приближаемся к завершению книги, и сегодня я предлагаю обсудить сразу 3 главы, в которых речь пойдет о детских прогулках — о том, как дети гуляют в обедненной городской среде, и о том, какой в идеале должна быть эта среда, чтобы становиться инструментом развития, то есть помогать ребенку решать задачи развития, стоящие перед ним на разных возрастных этапах. Эти главы я прочитала на одном дыхании — во-первых, концентрация живых примеров и тонких наблюдений за поведением детей на площадке, на ледяной горке, во дворе просто зашкаливает, а во-вторых, именно здесь, как мне показалось, уместилась та самая конкретика, которой иногда не хватало в других главах. Особенно это касается  14-ой главы, в которой автор дает множество рекомендаций об организации места для прогулок и отдыха детей.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Но начнем с 12-ой главы, в которой мы вместе с автором наблюдаем за детками, гуляющими в обычном дворе, а на самом деле — в совершенно удивительном и полном приключений пространстве своего секретного мира. В этой главе много интересных, местами даже отчасти философских, параллелей с миром взрослых, с тем, как по-разному дети и взрослые воспринимают окружающий мир и выпадающие на их долю обстоятельства. Согласно наблюдениям М.Осориной, выходит, что дети находятся с окружающим миром в гораздо большем контакте, чем мы, взрослые. И что умение быть «здесь и сейчас», которое взрослым приходится прорабатывать на психологических тренингах, у детей развито в полной мере и хорошо выручает их, когда они вынуждены гулять и играть в обедненной среде.
Следуя логике автора в описании принципов взаимодействия ребенка с объектами окружающей среды (эпизод с катанием детей с бетонных горок), я записала на полях такую мысль: «иногда имеет смысл скорее озаботиться поиском компании для ребенка, нежели обогащением и улучшением среды, в которой ему придется играть одному».  Ведь как мы увидели в этом эпизоде и других, описанных в этих главах позднее, даже очень скудный ландшафт удивительно преобразовывает пара играющих детей.
Интересными мне показались рассуждения о принципиальной важности непроизвольного внимания, понимаемого как «настрой на контакт с миром и интерес к жизни». Пожалуй, это именно то качество, которое, как мне хочется надеяться, мы в «Клубе Увлеченных Мам» помогаем развивать и поддерживать и в детках, и в мамах, которые с ними играют и занимаются. Не менее важными автор считает и  «бесцельное гуляние», в ходе которого такое непроизвольное внимание может развернуться в полную силу. Завершая главу, М.Осорина приводит перечень способов, которыми пользуется ребенок для обогащения пространства игры:
— расширение информационного поля (включение в ситуацию новых событий и свойств предметов);
— изменение масштаба видения (способность ребенка видеть множество микромиров);
— создание воображаемого пространства на основе символического переосмысления реального пространства;
— сдвиг поиска новизны с объекта на себя самого (разнообразные испытания себя);
— физические преобразования среды (рисование мелками, штабы, тайники, граффити и т.п.).
Получается, что это и есть основные стратегии создания детьми своего секретного мира в пространстве мира взрослых (то есть реального мира).
Следующая глава в основном посвящена феномену русской ледяной горки. В очередной раз, начиная читать главу книги, я подумала: «Ну что же можно про ледяную горку интересного написать». Оказывается, можно. Как и рассказывание страшных историй, как и строительство штабов, как и походы в страшные места, незамысловатое, на первый взгляд, зимнее развлечение просто необходимо ребенку, чтобы научиться твердо стоять на ногах в жизни, а попутно решить еще несколько задач личностного развития. Познание и практика норм поведения в социуме, общение с детьми разного возраста, эмоциональная разрядка — лишь часть тех приобретений, которые приносит ребенок с ледяной горки. Полезна горка и для родителей, как место, на котором дети видны как на ладони — со всеми своими особенностями, проблемами, потребностями. У нас, кстати, рядом с домом есть чудесные ледяные горки, и я очень люблю наблюдать за тем, как катается мой сын. Да и прокатиться тоже люблю. Только не на ногах — видимо, этот этап развития личности у меня еще впереди :)
14-ая глава рассказывает о детских площадках и других местах для игр и отдыха детей. Интересно было читать описание площадок и сравнивать их с современными конструкциями, установленными в городских дворах и на нашей дачной площадке. Какие-то элементы «прошли проверку», какие-то нет, решила докупить диск-тарзанку к нашему ДСК. В главе описывается, какие последствия могут быть, если взрослые ограничивают или запрещают действия ребенка, продиктованные его естественными возрастными потребностями. Было полезно прочитать об этом еще раз и именно в связи с действиями детей во время свободной игры на прогулке.
«Если среда, в которой живет ребенок, не способна удовлетворить его стремление двигаться, играть, исследовать окружающее пространство, активно проявлять себя, общаться со сверстниками и т.д., но он будет становиться все более злым, агрессивным, эмоционально и телесно неразвитым, неспособным вступать в интимно-личные отношения со средой обитания».
 Грамотно выстроенное пространство для детских прогулок играет важную роль для формирования детской субкультуры, о которой мы поговорим через неделю и завершим наше совместное чтение книги.
Если вы попали на эту страницу случайно, но хотите продолжить совместные чтения с Клубом Увлеченных Мам, подпишитесь на нашу рассылку здесь, и каждую неделю Вам на e-mail будут приходить наши статьи и задания по обсуждению совместно прочитанной книги!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Совместное чтение

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Начала читать 12 главу уже давно, но ни как не могла прочитать. Не знаю почему, но читала эти главы очень долго. Не перестаю удивляться, как мы взрослые можем не замечать простых вещей. Мне очень понравились размышление автора, о том, как реагирует на мир, среду ребенок, и как взрослый. На самом деле, дети живут «здесь и сейчас»,а родители в будущем и главное «надо». Когда читала про это вспомнился мультик «Паровозик из Ромашкова»,как паровозик любовался миром, а пассажирам надо приехать вовремя.
    Про ледяные горки заставила задуматься статья. У меня старший сынок очень осторожный в жизни, а вот на ледяных горках катается любых. Но это пришло не сразу, проходил все этапы освоения ледяной горки. Да, на горках можно заметить и воспитанность и определить темперамент ребенка, главное приглядеться, о чем нам и пишет автор.
    В 14 главе мне понравилась описание, анализ площадок. Но, очень ждала, что автор с присущей ей глубинной и легкостью разберет ситуации, которые случаются на площадках между детьми.

    1. Марина Суздалева

      А я почему-то не ожидала разбора ситуаций взаимодействия между детками на площадке. Наверное, это все-таки тема для отдельного большого разговора. Может быть, мы встретим его в какой-нибудь другой книги, которую будем читать вместе.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
«Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» М.Осорина: Главы 10, 11

Приветствую всех участниц совместного чтения книги Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» ([urlspan]Лабиринт[/urlspan]). Сегодня мы обсуждаем еще две главы...

Закрыть