«Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» М.Осорина: Главы 15 и заключение

Совместное чтение ОсоринаПриветствую всех участниц совместного чтения книги Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» (Лабиринт).
Сегодня мы с вами завершаем совместное чтение книги обсуждением роли детской субкультуры, ее значения и функций, которые она выполняет в жизни каждого ребенка.
В последней главе книги Мария Осорина проводит параллели детской субкультуры с культурой взрослых и обозначает ее функции: «Она выделяет наиболее значимые возрастные проблемы развития личности в ее отношениях с окружающим миром и помогает научиться их решать, опираясь на опыт предыдущих поколений детей, которые сталкивались с теми же трудностями». Автор подчеркивает, что  человек, который в детстве по тем или иным причинам не пережил весь этот многообразный опыт, описанный в книге, вырастает  «в какой-то степени личностно «недоделанным». Говорит о том, что в таком случае можно и нужно создавать возможности проживания подобных ситуаций и во взрослом возрасте.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Но вернемся к детям и их секретному миру. В заключительной главе автор рассказывает о способах передачи детской культурной традиции — через модели ритуализированного поведения и детский фольклор, через взрослых. Но мне наиболее интересным кажется тот факт, что часть способов освоения мира взрослых ребенок открывает для себя самостоятельно, и эти способы имеют много общего у детей в разных странах и культурах. «Сходство задач развития порождает сходство решений, возникающих у независимых участников этого процесса, действующих как в одиночку, так и в компании сверстников».
Воплощению детской субкультуры в моделях ритуализированного поведения, устойчивых фразах, в главе уделяется много внимания. Считалки, дразнилки и отговорки, игровые припевки оказываются не просто забавными рифмованными строчками, а стратегиями эффективного с точки зрения ребенка поведения. Читая об этом, я подумала о том, что мой сын знает немного отговорок и считалок, а те, которые знает, он принес из детского сада. А вы учите детей считалкам, отговоркам, припевкам из своего детства? Можете поделиться самыми интересными в комментариях!
С большим удивлением я читала о традиционных для детской компании «шалостях», направленных на взрослых. Никогда бы не подумала, что телефонные розыгрыши незнакомых людей сродни психологическому тренингу для нерешительных и застенчивых детей!
В этой главе М.Осорина говорит также о взаимоотношениях детей с физическим пространством, подробно описывает, как именно ребенок творит свой секретный мир опираясь на реальные предметы физического мира. Интересно было еще раз взглянуть на эти процессы через призму сравнения с аналогичными процессами у взрослых людей.  Взрослые стараются плоды своего воображения воплотить в физическом мире — построить, соорудить, воздвигнуть что-то основательное, монументальное, тогда как дети «довольствуются» творчеством в психическом плане, в фантазийном мире «понарошку». Это, наверное, объясняет, почему так разнятся представления о хороших, стоящих игрушках у взрослых и у детей, и почему какой-нибудь невзрачный обломок, который мы чуть было не выбросили, на долгие дни становится героем разнообразнейших детских игр. «Любая игрушка останется мертвой вещью, если туда не вложена творящая душа ребенка. Настоящим оказывается только то, что пропитано интересом, желанием, творчеством ребенка .который придает смысл тому, с чем соприкасается».
Каждый день ребенок познает и осваивает окружающий мир и самого себя. В заключении книги автор дает напутствие взрослым — научиться определять ситуации, требующие его помощи и участия, от ситуаций, где его вмешательство может только навредить. Описывает, каким именно может быть этот вклад взрослого — создание обучающих ситуаций, расширение территориальных границ, знакомство ребенка с миром природы, формирование основ патриотизма и нравственных основ. Эта тема очень важная, и здесь хотелось бы увидеть больше рекомендаций и примеров. Жаль, что в книге она только едва затронута. Но мы с вами можем читать другие книги, наблюдать за собственными детьми, учиться, размышлять, практиковать и становиться все более мудрыми родителями, правда?
Если вы читали книгу вместе с нами, поделитесь своими впечатлениями в комментариях к этой записи. Какие мысли и чувства остались с вами, когда вы перелистнули последнюю страницу книги, какое она оставила «послевкусие»? Мне очень интересно узнать, было ли для вас полезным совместное прочтение этой книги в «Клубе Увлеченных Мам»?
Через неделю я сообщу в рассылке имя самой активной читательницы, а также расскажу, какую следующую книгу мы будем читать с вами вместе в рубрике «Совместное чтение».
Если вы попали на эту страницу случайно, но хотите продолжить совместные чтения с Клубом Увлеченных Мам, подпишитесь на нашу рассылку здесь, и каждую неделю Вам на e-mail будут приходить наши статьи и задания по обсуждению совместно прочитанной книги!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Совместное чтение

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Светлана

    Марина, большое спасибо! Нашла много для себя полезного.

  2. Мне грустно. Да, именно такое чувство я почувствовала, когда я дочитала последнюю страницу книги. К сожалению, у меня то издание книги, где нет 15 главы, поэтому я не могу сказать свое мнение, но очень хотелось бы прочитать эту главу.
    Наверно, эту книгу я прочитаю еще ни один раз. С одной стороны она позволила мне вернуться в детство, окунуться в ностальгию и понять многие ситуации из детства. А с с другой, дала много ценной информации о ребенке, о детстве, об отношениях с ребенком и даже с окружением (например, сейчас я с удовольствием проеду в общественном транспорте вместе с ребенком).
    Настоятельно советую книгу для прочтения всем: родителям, педагогам, бабушкам и дедушкам и всем кто хочет лучше понять себя и заглянуть в свое детство еще раз.
    Спасибо Мария, что предложили эту книгу для совместного чтения!

    1. Марина Суздалева

      Анна, очень рада, что книга произвела на вас такое впечатление. Только я Марина :)

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
«Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» М.Осорина: Главы 12, 13, 14

Приветствую всех участниц совместного чтения книги Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» ([urlspan]Лабиринт[/urlspan]). Мы с вами медленно, но верно...

Закрыть