Сенсорное развитие ребенка до года во время процедур ухода

Курс Сенсорное-развитие-ребенка-до-года день 2Приветствую участниц курса «Вижу. Слышу. Ощущаю. Сенсорное развитие ребенка до года». Сегодня второй день нашего курса. Вчера мы уже обсудили и важность сенсорного развития, и окинули общим взором различные инструменты, которые мы, мамы, можем использовать на пользу развития сенсорики наших малышей, а также нашли возможности для сенсорного развития во время обычных бытовых дел, которые, что уж скрывать, отнимают львиную долю нашего, мамского, времени.

Сегодня мы поговорим о еще одном важном и доступном способе сенсорного развития ребенка — о тех возможностях, которые таят в себе процедуры ухода за ребенком — купание, переодевание, массаж, гимнастика и т.д. Также сегодня мы затронем вопрос безопасности занятий на сенсорное развитие. В конце этой публикации вы найдете домашнее задание (конечно же, обязательное к выполнению) и условия финального розыгрыша.

Вы можете прослушать аудио или прочитать текстовую версию урока

Режимные моменты, уход за младенцем и сенсорное развитие ребенка первого года жизни

Какие возможности для сенсорного развития ребенка до года мы можем использовать во время стандартных режимных процедур? На самом деле — самые широкие. Более того, для самых маленьких — малышей первых 3-6 месяцев жизни — именно процедуры ухода являются едва ли не единственным и уж точно ключевым временем, которое идет в копилку развития малыша. Почему так происходит?

Во-первых, время бодрствования крохи очень ограничено, и едва ли у вас получится найти более подходящий момент для игры, чем время, когда вы делаете малышу массаж, переодеваете, купаете или кормите его.

Во-вторых, именно моменты ухода как будто специально созданы для включенного общения мамы и малыша, ведь вы не позволите себе отвлечься, задуматься о чем-то постороннем или погрузиться в ленту соцсетей, когда меняете подгузник (это чревато, особенно, если у вас мальчик :)) или купаете кроху (ведь это попросту небезопасно).

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

Наконец, в-третьих, процедуры ухода предполагают одновременное задействование всех каналов восприятия. В частности, вы прикасаетесь к малышу, он видит вас и игрушки, слышит ваш ласковый голос. То есть во время стандартной режимной процедуры мы можем проработать сразу несколько направлений сенсорного развития.

Гимнастика и массаж

  • изучаем теплое и холодное, сухое и влажное, мягкое, упругое и твердое, шершавое и гладкое;
  • всем телом ощущаем прикосновения маминых рук — чистых или с кремом, маслом для массажа; ощущаем твердую поверхность пеленального столика, мягкость пеленки, упругость фитбола;
  • слушаем звуки маминого голоса, проговаривающего потешку, называющего части тела, поющего песенку, слушаем приятную расслабляющую (для массажа) или бодрящую (для гимнастики) музыку;
  • рассматриваем мамино лицо и наблюдаем разнообразные его выражения и забавные рожицы, которые мама придумывает на ходу.

Купание

  • изучаем теплое и холодное, сухое и мокрое, тяжелое и легкое, мягкое и твердое, шершавое и гладкое, большое и маленькое, жидкое и твердое;
  • ощущаем всем телом прикосновение воды разной температуры, мыльной пены, мочалки или маминой ладошки, мягкого махрового полотенца, сжимаем в ладошках игрушки из разных материалов (резина, мягкий и жесткий пластик, губка, дерево и т.д.), мочалку, мыльную пену, мамин мокрый палец;
  • слушаем журчание бегущей из крана воды, плеск воды в ванне, немного гулкий в стенах ванны голос мамочки или папочки;
  • рассматриваем рисунок на плитке и шторке, замечаем яркий тазик в углу или тряпочку на батарее.

Переодевание

  • изучаем мягкое и твердое, шершавое и гладкое, легкое и тяжелое;
  • ощущаем всем телом тепло маминых рук, прикосновение различных типов ткани, касание одежды разных частей тела;
  • слушаем мамин голос;
  • рассматриваем мамино лицо, рисунок на маминой одежде, узоры на ткани.

Кормление

  • трогаем все, до чего можем дотянуться, изучаем на ощупь пюре из кабачка и брокколи (пробуем языком и пальцами);
  • слушаем мамины ласковые уговоры «Еще ложечку!» и восторженную похвалу «Вот как вкусно!», учимся соотносить эти звуки с происходящим;
  • рассматриваем тарелочки и поильник, воспринимаем неожиданные цвета овощных и фруктовых пюрешек.

Прочие режимные моменты

  • трогаем, слушаем, рассматриваем;
  • пробуем извлечь звук и прислушиваемся (так щелкают кнопки на кофточке, с таким скрипом трется фитбол о диван, такой потрескивают липучки подгузника и т.д.);
  • ищем аналог по звуку, цвету, форме, размеру, фактуре (предлагаем малышу, находим сами).

Особенно хочется подчеркнуть, что ценность все эти приемы, которые вы, возможно, уже использовали, значительно возрастает, если это делается систематически (регулярно) и если это сопровождается вашими словесными (и в меру эмоциональными) комментариями. Именно при соблюдении этих условий уход за ребенком превращается в самое настоящее развивающее занятие для крохи.

О потешках

Отдельно скажу о потешках, попевках, прибаутках и т.д. Я даже не привожу их в рамках нашего курса, потому что уверена, что у 99% наших участниц уже накачано, накуплено и, может быть, даже распечатано немало страниц с этими малыми литературными формами. Не буду здесь отрицать великую пользу использования «настоящих» потешек (то есть идущих из народа, передающихся из поколения в поколение), но исходя из своего опыта и опыта моих учениц могу сказать, что большинству современных мам эти слова никогда не приходят в голову в нужный момент или, если можно так выразиться, «не ложатся на язык». А это, как правило, означает, что с пониманием всей полезности вы распечатываете и развешиваете эти тексты по всей квартире, но в лучшем случае изредка произносите их вслух, еще и с изрядной долей напряженности, которую, будьте уверены, улавливает ваш малыш.

Поэтому я никогда не настаиваю на использовании именно потешек (я вообще ни на чем не настаиваю, а только помогаю сделать осознанный выбор), но предлагаю заполнять тишину любыми комментариями, которые приходят вам в голову, по возможности рифмуя их и произнося гласные и окончания нараспев.

О безопасности

Наконец, о безопасности занятий на сенсорное развитие. Понятно, что ребенок первого года жизни имеет естественное стремление изучить все, до чего дотянется, не только с помощью зрения, слуха и осязания, но и на вкус. И после 5-6 месяцев дети достигают в этом определенной ловкости, так что мамам нужно быть начеку. И если во время проведения специального развивающего занятия — даже с самыми мелкими и потенциально подходящими для проглатывания предметами вроде крупы,  пуговиц или соленого теста — мама максимально сосредоточена и «ожидает подвоха», то делая акцент на сенсорном развитии во время бытовых дел (см. материалы первого дня нашего курса) и режимных моментов, вопрос безопасности может ускользать от ее внимания. Поэтому будьте предельно внимательны — увлекайтесь вместе с малышом, но не теряйте бдительности.

Домашнее задание

Взгляните на ваш режим дня и отметьте, каким образом вы СЕГОДНЯ сделаете вклад в сенсорное развитие вашего крохи во время одного из режимных моментов. В конце дня напишите, какой/какие приемы вы выбрали и почему. Что получилось, а что нет. Какие приемы вы попробуете завтра.

***

Среди активных участниц курса (выполнивших все задания и написавших отчеты о них) будет разыграно 3 сертификата на частичную или полную оплату участия в 5-недельном тренинге Марины Суздалевой «Первый год: система развития от А до Я«.

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Елена Золльбергер

    Все перечисленные режимные моменты мы используем по полной, я стараюсь больше петь во время них. Так мне удаётся почти всегда комментировать происходящее. Сегодня будем во время купания использовать губку и мыльную пенку!

    1. Марина Суздалева

      Елена, какая вы поющая мама! Я тоже чаще пою, потому что во время пения у меня получается более интенсивная артикуляция и более яркий эмоциональный фон, чем во время говорения. Ну и просто я люблю петь. Наверное, вы тоже :)

  2. Ирина

    Сегодня день получился немножко грустный, т.к. приболел Светин братик Паша (ему 2 года и 8 мес.), но мы со Светиком честно «выполняли» домашнее задание. Вообще дочке очень нравятся мамины массажики и разные упражнения во время умываний-переодеваний, обычно я сопровождаю их незатейливыми песенками из серии «что вижу, то пою»)) Сегодня мы решили получить побольше разных впечатлений в ванной комнате во время умываний, тем более, что поводы для посещения ванной в течение дня у нас со Светиком возникают неоднократно)) Итак, что у нас получилось увидеть, услышать, потрогать:
    1. Включали и выключали свет, слушали звук выключателя;
    2. Открывали и закрывали шкафчики;
    3. Любовались собой в зеркале (это дело мы любим)));
    4. Трогали ножками и ручками разные поверхности: кафель, пластиковая ванночка, керамическая раковина, деревянная дверь, шуршащая шторка;
    5. Ну и, конечно, смотрели, слушали, чувствовали, как течет теплая водичка из крана, «дегустировали» разные пеленки — тонкие, плотные, махровенькие.
    Сегодня во время гигиенических процедурок Свете очень понравилось шуршание пакета от влажных салфеток, повторили эту песенку «шур-шур» несколько раз на бис))
    Кстати, запланированное знакомство с цветочками на балконе состоялось, пока ограничились тем, что посмотрели на яркие зеленые листочки и послушали, как льется водичка, которой мы их поливали.
    Завтра будем продолжать в том же духе: разберем немножко вещи в шкафу у мамы (надо убрать ненужные летние и достать демисезонные), а в процессе переодеваний в течение дня «поизучаем» разные Светины одежки))

    1. Марина Суздалева

      Хи-хи :) Улыбнулась про «поводы для посещения ванной», вот уж что правда, то правда. Паше желаем скорейшего выздоровления! У нас тоже старший братик болеет.

  3. Катя

    Сегодня мы, не зная ещё о задании, решили попробовать по заниматься на фитболе. Помогали, поперекатывались вперед-взад, вправо-влево, на спине, на животе, сидя. Ощущение новых много). Играла книжкой-игрушкой, изучала игрушки брата, разобрала лего дупло)) под моим присмотром, конечно, мылись тёплой водичкой под тонкой струйкой, потом под сильным напором, когда передавала проводила одеждой по лицу и всему телу, потом щекотала своими волосами, доче это нравится) . гимнастику и массаж всегда сопровождаю своими приговорам, любит шуршать пакетом от влажных салфеток и липучками от подводников, отстегивает их. Часто изображаю на лице разные эмоции, просто перед ней или перед зеркалом с дочей на руках ( она смотрит то на зеркало, то а меня), нравится). Хорошо, что намо нили про патешки, нужно достать книжку, по которой занимались со старшим и выучить пару подходящих строк)) у нас потешки шли без напрягать)

    1. Марина Суздалева

      Раз без напряга — то и замечательно. Думаю, и учить не придется, раз вы их уже когда-то знали наизусть. Один разок прочитаете и восстановите в памяти.

  4. Юлия

    Я стараюсь комментировать процесс переодевания. Очень не любит надевать подгузники. Аж вся выкручивается, вот здесь в ход идет все подряд и потешки, и песни, и мамины рожицы)) От купания в ванночке мы, на время нашего недомагания, отказались, но зато папа поливает нас из душика, который норовит нас везде пощекотать. Во время массажа использую потешки и стишки (иногда придумываю на ходу). А по поводу развития сенсорики мы молодцы, продолжаем. До глажки руки не дошли, а вот стирка прошла на ура. Сортировали, трогали разные ткани, мочили ручки и тд

    1. Марина Суздалева

      Поправляйтесь. Мы тоже временно не купаемся, и очень мне этого не хватает. Как же так с подгузниками, мне кажется, уж к этой процедуре малыши быстро привыкают, ведь это так часто делается!

      1. Юлия

        Марина, это меня как раз и удивляет. Прям выкручивается вся. Всегда! ))) Мы вообще одеваться не любители. Почти с рождения голышом, до сих пор. Ну как и зачем одевать, когда у нас до сих пор на улице 30-32. Вот думаю как нам потом зиму пережить))) Точнее сборы на прогулку))). Марина, а вы семьей вернулись домой или еще на даче?

        1. Марина Суздалева

          Да, мы уже месяц в Москве, думали, Егор будет в сад ходить, но он 4 дня отходил и заболел бронхитом.

  5. Татьяна

    У меня уход за дочкой, Миленой 4 месяца, занимает большое количество время, большее, чем на бытовые дела, так как я стараюсь, как можно больше провести с ней время до того, как из садика придет старший брат, чтобы потом уделить время ему. Домашние дела, я тоже стараюсь делать с ней, когда она в рюкзачке, например полив цветов, ручная стирка и загрузка вещей в машинки, нарезка овощей, протирание пыли, пылесос, разнести вещи по комнатам, другие домашние дела я делаю, когда она сидит рядом со мной на кресле, как мытье посуды, готовка , собирание игрушек, разбирание шкафов, мытье полов. Марина, хотелось бы узнать, какие помошники, вы используете, чтобы делать домашние дела по дому с малышкой. Милена долго спит ночью и поэтому часто ест днем, я исползую время кормления, чтобы ей дать поддержать различные предметы и ношу все время разные по форме бусы. Самое любимое мое занятие с ней массаж, так как мы его делаем долго, слушаем классическую музыку, держим различные игрушки, играем в игры, как где у нас все части тела. Я ее купаю в маленькой ванне, так как боюсь купать в большой, даю ей держать мокрую тряпочку и игрушки. Попробую завтра ей дать пенку в руки и разные виды губок и мочалок.

    1. Марина Суздалева

      Татьяна, у меня из помощников — одна мультиварка да хорошее настроение :) Посудомойки нет, робота-пылесоса нет, слинг-рюкзак буду только после 4-х месяцев использовать. Но ничего, пока все успеваем (кроме сна :)). Почему боитесь в большой ванне купать? Это же такое удовольствие и польза для малышки. Боитесь, что не удержите? Потренируйтесь на кукле, на ютубе посмотрите видео, как держать правильно. Или круг купите для купания.

  6. Ярослав сегодня не пожелал полноценной гимнастики перед купанием, поэтому мы начали дурачиться) обнимались с подушкой-валиком, седлали её по-разному, ходили по кровати на руках, клевали носом в простыню. А когда сын лежит на животе, не могу удержаться и не начать его поглаживать/щикотать по спине, ногам и голове, от чего он хохочет и втягивает голову в плечи) Купались с мамиными песнями, бабушка с кухни подпевала)) когда купаемся на спине, над Яриком развешиваем погремухи, которые ему помогают купаться, всячески развлекают. Ну и мочалкой сегодня попробовали потереться, но видимо не особо понравилось, мамина рука приятнее)

  7. Эржэна

    Сегодня Мы с Кристинкой продолжили осваивать сенсорные занятия на кухне. Мыли, перебирали нут, весело шлепая по воде в миске и разглядывая орешки. В рот ручки тянулись, но удалось ненавязчиво отвлечь))
    Утро мы любим начинать с потягушек-потягунюшек, умываться прохладной водичкой под «водичка-водичка…». Я как-то сразу с рождения старалась много говорить с дочкой (уж что я там рассказывала и не вспомнить: как чукча, что вижу, то и пою:)) Моя манера вызывала удивление у окружающих, «ведь ребёнок ещё совсем маленький и не понимает». Но месяцам к пяти моё рвение немного угасло: стало больше молчаливых пауз, отвлечения на телефон/айпад в часы бодрствования малышки, — и я очень благодарна Вам, Марина, за новый толчок и вдохновение в общении с ребёнком. Я опять много пою и рассказываю обо всем вокруг.
    Во время обеденной трапезы Кристинка открывала рот и говорила вместе с мамой «ам!», погружала ручку в тарелку с пюре и даже пробовала положить еду из ладошки в рот)) что касается ложки и кружки, то эти предметы в обиходе Кристины с тех пор, как стали вводить прикорм. И именно поэтому после обеда у нас обязательно водная процедура для всего тела:)
    Ещё особой популярностью пользуется фитбол и здесь мне помогает старшая дочка, которая сама не прочь попрыгать на нем. У нас в семье теперь две девочки на шаре)))
    Перед сном обычно плавание и ныряние в большой ванне, попытка почитать книжку. Особый восторг во время плавания вызывает шлепание по кафельной стене и краю ванны, т.к. Кристинка научилась вставать. А чтение книг пока неизменно стремится закончиться во рту у маленького чтеца:)
    Будем и дальше планировать и знакомится с губками, пенками, сыпучими и гремучими материалами, работать со звуками, горячим и холодным. Благо, все это есть под рукой каждый день. Главное, помнить о том, что рядом маленькая исследовательница и ей все интересно!
    И да, сегодня Кристинка бренчала на пианино, которое стоит у сестры в комнате и про которое мы не вспоминали уже несколько месяцев:)

    1. Марина Суздалева

      Да, действительно, со стороны разговоры с новорожденным могут казаться неестественными, но мне, например, неестественным кажется молчание :)

  8. Светлана

    Доброе утро!
    Спешу поделиться нашими впечатлениями, как мы осваиваем сенсорное восприятие во время процедур ухода за малышом. Сразу скажу, что гимнастика, массаж и купание для нас на данном этапе — одни из самых любимых процедур. Поэтому стараюсь использовать эти моменты по максимуму для развития своей малышки. Я совсем немного стишков и потешек помню и знаю наизусть (разве только те, которые остались в памяти после ухода за старшим сынишкой- ему скоро исполнится 6 лет), но зато я с легкостью придумываю на ходу новые веселые и простые стишки во время разных процедур. Каждое утро у нас начинается с потягушек (это до сих пор относится и к старшему ребенку — это у нас обязательный и любимый ритуал такой) и разнообразных задорных стишков. Во время зарядки и упражнений на фитболе мы слушаем эмоциональную мамину речь, видим вокруг разные предметы, тянемся за ними, а потом маленькими пальчиками изучаем их и пробуем на вкус. А сколько возможностей для изучения и восприятия окружающего мира открывает купание малыша! Мы трогаем водичку разной температуры; слушаем, как она льётся, плещется и капает; ощущаем различия в прикосновениях нежного скользящего мыла, мягкой поролоновой губки, плотной мочалки и массажных мячиков; рассматриваем вокруг на кафельной плитке интересные разноцветные фигурки и предметы (из пенистой резины), тянемся к ним, снимаем и играем пальчиками; слушаем мамины комментарии, стишки и песенки; воспринимаем различные запахи — детского шампуня, настоев из разных трав для купания, кедрового и пихтового масла, которые я порой по капелькам добавляю в ванну с профилактическими целями. Зачастую наши кормления превращаются в творческие эксперименты, в которых задействуются все органы чувств, — мы рисуем пальчиками по кашке и пюрешке, пытаемся переливать из кружки в кружку компот или сок, сравниваем и изучаем цвета и запахи различных блюд (иногда я ложечками выкладываю на плоскую тарелку разные пюрешки и мы трогаем пальчиками эти съедобные горочки, пробуем, нюхаем, размазываем…).

    1. Марина Суздалева

      Здорово! Столько возможностей для познания и развития!

  9. Елена

    Алексею еще нет и месяца,поэтому сейчас мы в основном спим,а в перерывах иногда глазеем,трогаем что-то,мама гладит,разговаривает или поет.воду пока не очень жалуем,но понемногу привыкает.чуть подрастет и можно будет внедрять и все остальное:)

    1. Марина Суздалева

      Детки быстро растут, а ты будешь уже подготовленная.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Сенсорное развитие ребенка до года во время бытовых дел

Приветствую участниц курса "Вижу. Слышу. Ощущаю. Сенсорное развитие ребенка до года". Сегодня первый день нашего курса, а значит, нам нужно обсудить...

Закрыть