Шахматы для детей. Ферзь и Конь — ход и взятие

Шахматы для детей. Ферзь и КоньНесколько дней подряд мы разыгрывали между мальчишками простые партии «Ладья против слона или Слон против ладьи». Для усложнения мы ставили на поле недвижимые фигуры пешек обеих цветов. И, когда я увидела, что Антон уже логически задумывается, просчитывает ход. Решила перейти к знакомству со следующей фигурой.

И в этот раз нам предстоит научиться ходить самой сильной фигурой шахматной игры – ферзем.

Ферзь — ход и взятие

И вот, когда дети закончили очередное сражение, появился Кот Федот. В его кармашке  мальчишки обнаружили фигурки ферзей.

Кот Федот: Слово «ферзь» переводится, как советник, ученый. Это самая сильная фигура на шахматной доске. Ферзей у каждого игрока по одному. На доске он располагается между королем и конем.

Ферзь: Ферзь ходит и как слон, и как ладья. Это самая сильная фигура  на шахматной доске. Ферзь перемещается и по горизонталям, и по вертикалям, и по диагоналям на любое количество клеток. И так же, как слон или ладья не может перепрыгивать через фигуры. А если на его пути встретится фигуры противника, он их бьет, и занимает их поле.

Чтобы наглядно увидеть все возможные ходы ферзя, мы выкладывали кубики на поля доски, при условии, что ферзь стоит на одном из центральных полей. Затем расположили ферзя в угловом поле и выложили кубиками дорожки из этого положения. Подобные задания выполнили на отдельных листах.

Ферзь очень важная фигура, и на доске он может поставить свою подпись: из поля е2, где стоит ферзь выкладываем палочками букву «Ф», делая ходы шахматной фигурой.

После этого Ферзь предложил помочь черному ферзю расчистить доску от мусора (бумажек, палочек, камешков). Задачей было пройти из угловой клетки а8 по всему полю, побывав на каждой клетке один раз. Сначала задание выполнял Антошка, он пошел тем путём, что ходит ладья. Артему было дано тоже задание, но пройти нужно было из клетки а1, другим маршрутом.

Как ходит Ферзь

Следующие несколько дней мы продолжили играть так же, как играли с ладьей и слоном:

  1. Лабиринт
  2. Цепочка
  3. Самая короткая дорожка
  4. Двойной удар
  5. Сними часовых
  6. Бить или не бить

Еще разыгрывали небольшие партии с ферзями и ладьями, с ферзями и слонами, затем в бой пошли ферзь, ладьи и слоны вместе.

Для начала Артёму выдала белого ферзя, Антошке черных  ладью и слона. Артёмка начал было возмущаться, ему почему-то фигур меньше досталось, но тут в разговор вступила фигурка Ферзя.

Ферзь: Ферзь — очень сильная фигура. И при правильной игре может взять две или даже три фигуры. По ценности ферзь равен двум ладьям или ладье, слону и пешке (пешка – самая слабая фигура из всех) вместе взятым.

Артем согласился с этим высказыванием, и показал в игре, что так оно и есть!

Так сыграли несколько раз, затем против ферзя выставили двух ладей и двух слонов. Здесь уже пришлось подумать обоим…

Игры с Ферзем

Викторина по шахматной фигуре — Ферзь

После игр были вопросы, на которые ребята отвечают с удовольствием!

  1. По полям какого цвета ходит ферзь?
  2. Может ли ферзь перепрыгнуть через ладью белого цвета, а через черного слона?
  3. По каким дорожкам шахматной доски ходит ферзь?
  4. Может ли ферзь пройти на одно поле, на три, четыре, семь?
  5. Сколько различных ходов может сделать ферзь из углового поля? А ладья? А слон?
  6. Расположи два, четыре ферзя на доске так, чтобы ни один не стоял на пути другого.
  7. Ферзь бывает белопольным или чернопольным?
  8. Белопольный слон в начальном положении стоит возле какого ферзя (белого или черного)?
  9. Кто сильнее слон или ферзь? Ферзь или ладья?
  10. На шахматной доске, свободной от других фигур белый слон и черный ферзь. Выгодно ли слоном нападать на ферзя?

На этот раз силуэты ферзей решили обмазать пластилином. Антошка выбрал коричневый цвет, и сказал, что это шоколадный ферзь.

Творчество с Ферзем

Конь — ход и взятие

После знакомства с ферзем мальчишки надеялись найти в кармашке у кота Федота шахматного короля. Но кот появился с картонной буквой «Г» в лапках. Артёмка сразу догадался, что сегодня мы узнаем, как ходит конь. И действительно, из кармашка Федота дети достали шахматных коней.

Кот Федот: Эта шахматная фигура, конь – легкая фигура, он равен трем пешкам. Тогда, как ладья равняется пяти пешкам.

На шахматной доске в начальном положении всегда четыре коня: два черных и два белых.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Федот попросил расставить коней на начальное положение и назвать адрес полей, на которых они стоят. Ребята с легкостью справились с этим заданием, им не терпелось узнать, зачем же котик принес букву «Г».

А об этом нам расскажет, появившийся на доске конь.

Конь: Существует такое выражение: «Ход конем» — это когда происходит очень неожиданное, хитрое действие. Так вот, это потому, что конь по шахматной доске не ходит, как ладья, слон и другие фигуры, а скачет. Конь прыгает на два поля по вертикали, одно по горизонтали или два поля по горизонтали и одно по вертикали. С черного поля конь всегда прыгает на белое, а с белого – на черное.  Поэтому ход коня похож на букву «Г».

Рассказ я сопровождала показом на доске хода коня, затем наложила картонную букву, чтобы было наглядно. Затем дети попробовали сами. Очень им понравилось командовать конем от имени короля: «Раз – два – в сторону!».

Сюжетные игры с конем

После чего, Конь попросил помочь ему посадить цветы на всех возможных полях из клетки d4 и f6. Мальчишки сажали цветы, каждый на своей доске. Антошка использовал несколько картонных букв «Г», чтобы легче сориентироваться.

Сюжетные игры с конем

После таких заданий наши кони проголодались, и пора было им подкрепиться. На нескольких полях я разложила счетные палочки кучкой – это сено для коня. Дети делали ходы, чтобы накормить шахматного коня.

Но что-то кони наши разбаловались, и главный Конь попросил мальчишек  из центральных полей доски поставить их в углы. Но кони непослушные стали ходить к друг другу в гости. Сыновьям нужно было провести коня из h8 к коню a1 или из h1 к коню a8.

«Кто больше или обойди всю доску»

Вечером пришел домой папа и предложил мальчишкам сыграть в игру «Кто больше или обойди всю доску». На листах начертили поля 8х8, как шахматная доска. Поле а1 обозначили крестиком, далее прыжок коня, и помечаем крестиком следующее поле. Нельзя прыгать на одно и то же поле дважды. Игра заканчивается. Когда не остается свободного поля для прыжка. Хотя могут быть отмечены и не все поля.

Конь:  Конь – это единственная фигура, которая может перескакивать через свои и неприятельские фигуры. Но при этом он их не бьет (не съедает). Если поле, на которое хочет прыгнуть конь, занято своей фигурой, ход невозможен. Если же на этом  поле стоит фигура противника, конь может ее побить.

Для закрепления новых знаний поставила белого коня на поле а1, а черные пешки на с2 и b3. Задачей было из этого положения (а1) сходить конем и побить пешки. Первый ходил Артем, Антошка наблюдал и учился. Затем, Антону нужно было сходить конем из поля h8, а белые пешки стояли на f7 и g6. Но Антошка немного не понял задание, наверное слишком много мы играли в «цепочки» с другими фигурами… Повторили несколько раз этот момент, что ходим именно с одной и той же клетки. А когда  уловил то, что я хотела донести, усложнили задачу. Теперь из положения е1 коню нужно побить пешки, которые располагаются на полях: с2, d3, f3, g2. Справились быстро и легко оба сыночка.

Конь:  Самая большая ударная волна у коня тогда, когда он попадает в центр доски.

Ставим коня, к примеру, на d5, а вокруг пешки противоположного цвета на поля с7, b5, b4, c3, e3, e7, f4, f6.

Мальчишки построили такой «цветочек» каждый на своей доске. А затем выполнили задания на листах, где нужно было отметить все возможные ходы коня.

Игры на закрепление знаний о Коне

После того, как дети все поняли и усвоили ход коня, играли на закрепление:

  1. Цепочка – белый конь должен побить все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре.
  2. Задание за два хода добраться до фигуры и побить ее.
  3. Взятие – белый конь должен побить незащищенную фигуру противника. Например: четыре фигуры защищают  другие свои фигуры. Кроме одной, которую и должен побить конь.
  4. Лабиринт.

Закрепление знаний по шахматной фигуре - Конь

По традиции вопросы на проверку знаний:

  1. Может ли конь пойти с белого поля на черное?
  2. По полям, какого цвета прыгают кони?
  3. Может ли конь перепрыгнуть через фигуры своего, противоположного цвета?
  4. Может ли конь побить фигуру на соседнем поле?
  5. Конь легкая или тяжелая фигура?
  6. Конь бьет фигуру на том же поле на которое встает или на соседнем?
  7. Откуда конь держит под боем больше полей? Из центра или из угла?
  8. За сколько ходов конь доберется до соседнего горизонтального поля?

Еще были задания в на листах и, конечно же, творчество. Силуэт коня мы раскрашивали, соединенными вместе фломастерами, и приклеили гриву из цветной бумаги. Получился прекрасный «мраморный» конь для нашей коллекции!

Творчество с конем

Весь цикл статей по знакомству ребенка с шахматами и обучением игре вы найдете по ссылке.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей внизу!

Вы уже играете с ребенком в шахматы? Расскажите в комментариях как знакомили малыша с Ферзем и Конем!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Вера Старухина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Артема (6 лет) и Антона (4 года). Считаю, что лучшее правило воспитания ребенка - это собственный пример. Поэтому я познаю этот мир вместе с мальчишками. У нас нет занятий и четких правил, я просто наблюдаю за своими детьми и стараюсь дать знания, поиграть в игры, которые будут интересны здесь и сейчас.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Я совсем никогда не занималась шахматами, поэтому эти уроки как раз для меня чайника. Никто так и не объяснил почему во втором задании конь ходит на Е4, каким образом такой ход защищает пешку? Спасибо, заранее, за грамотный ответ.

  2. Я совсем никогда не занималась шахматами, поэтому эти уроки как раз для меня чайника. Никто так и не объяснил почему во втором задании конь ходит на Е4, каким образом такой ход защищает пешку? Спасибо, заранее, за грамотный ответ.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...