Шахматы для детей. Король и Пешка — ход и взятие

Пешка и король - ход и взятиеИгры с ферзем и конем у нас затянулись. Антошке легко ориентируется на доске, как ходит каждая фигура, но когда выставляем различные позиции фигур, разыгрываем мини партии, ориентируется не важно, не рассчитывает ход противника. Поэтому ежедневные мини партии стали у нас традицией. И потихоньку Антон втягивается.

Но пора двигаться дальше пока детки не заскучали.

И в этот раз котик принес в своем кармашке черную и белую пешки.

Но прежде чем приступить к рассказу, Федот попросил рассказать мальчишек о фигурах, которые они уже знают. Ребята наперебой принялись рассказывать все, что знают.

Пешка — ход и взятие

Потом выставляли начальное положение, и вот тут-то кот отодвинул все фигуры, оставив на доске только пешек. Обратили внимание на то, что пешки в начальном положении стоят на горизонтальных полях: белые на второй, черные на седьмой горизонталях.

Кот Федот: Пешки ходят вперед прямо по вертикали на одну клетку, назад вернуться уже не могут. Только один раз за всю партию, первым ходом пешка может сходить вперед на два поля. Но если в начале игры, этим ходом пешка не воспользовалась, то эта возможность пропадает, и дальше пешка ходит только на одну клетку.

На этот раз для игры дети решили воспользоваться игрушечными шахматами в виде троллей.

Сначала пешкам было дано задание — посадить цветок (фишку от лото), на то место, на которое она может сходить. Затем, выставленными на доске пешками, ребята принялись делать вначале по два хода, и далее по одному. Вскоре фигурки добрались до противоположного поля.

Федот предложил посчитать, сколько клеток – полей прошла каждая пешка. Антошка принялся считать поля, а Артем сразу выпалил, что прошли пешки по шесть полей.

В этот момент пешки разговорились, одна кричала, что научит детей бить фигуры, другая спорила, что они еще и ходить-то по полю до конца не умеют. Спор прекратил  котик, предложив пешкам по очереди рассказать ребятам все по порядку.

Игры с пешкой

Для начала решили разобраться всё-таки с ходом пешки, раз мы уже начали ходить по доске. Для этого каждому из детей в разнобой выставили пешек-противников и фигур своего цвета.

Пешка:  Когда на дороге у пешки возникает любая другая фигура, не важно какого она цвета, побить или перепрыгнуть через нее пешка не может. Тогда говорят, что пешка заблокирована. И ходить она не может, остается только ждать, когда место освободится.

У одних  пешек ход был блокирован, у других свободен. Мальчишкам нужно было свободные пешки довести до противоположного края доски. Дети, не мешкая, принялись ходить.

Как ходит пешка

После отлично выполненных условий, Пешка спросила у ребят, как бьют другие фигуры. Мальчишки вспомнили, что фигуры бьют так же, как и ходят.

Пешка: Пешки бьют не так, как ходят, а наискосок, по диагонали на одно поле и занимают место взятой фигуры.

Попробовали, на примере: если белая пешка стоит на поле с3, то она может побить черную, стоящую на поле d4 и т.п.

Затем поиграли в игру «цепочка», проходя по пути, сбивали встречные фигуры, противоположного цвета.

Затем прогулялись по «дремучему лесу». На шахматной доске расставили деревья и палочки – это лес. Пешке нужно до противоположного края доски, прокладывая себе дорожку, таким образом, как она берет фигуры. Детям очень понравилась эта игра, вспомнили сказку про Красную шапочку, которой надо добраться до дома бабушки, установили домик, до которого нужно добраться нашей пешке.

Волшебные свойства пешки

Пешка: Пешка обладает волшебными свойствами. И добравшись до противоположной горизонтали доски, может превратиться в любую фигуру своего цвета, кроме короля.  Игрок сам определяет, какой фигурой станет пешка, но чаще всего выбирают ферзя.

Артем сказал, что наша «Красная шапочка» слишком долго гуляла по лесу, а когда пришла к домику бабушки – выросла в принцессу.

На доске произвольно расставили пешки, которым нужно было добраться до противоположной горизонтали доски, и считали, сколько клеток нужно пройти той или иной пешке, чтобы стать ферзем.

Волшебные свойства пешки

Пешка: Есть еще одно важное правило – взятие на проходе. Если пешка из начальной позиции прыгает через клетку, которую держит под боем неприятельская пешка, то неприятельская пешка может побить эту пешку так, как будто пешка прыгнула не через клетку, а пошла на одно поле.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Для закрепления, практиковались во взятии хода на магнитной доске. Например, если пешка с поля b2  сходит на поле b3, то стоящая на поле с4 черная пешка может ее побить. Но так как из начального положения пешка может сходить на две клетки, белая пешка с b2 может перескочить на b4, т.е. на безопасное поле. Там вроде бы ничего не угрожает…Да, но по дороге пешка проходит через так называемое «битое» поле b3, и неприятельская пешка имеет право только на ближайшем ходу! – съесть пешку. Точно так же, как если бы она пошла не на поле b3, а на b4. Если же черные не воспользовались этим правом на первом ходу, то оно пропадает. Не с первого раза, но Антон понял это правило, и сам очень обрадовался, что понял. Такая интересная, не подменная детская радость!

Затем выставляли разные позиции, где нужно было делать ходы белой пешкой: какую фигуру побить выгоднее (ферзя или коня, слона или коня, ладью или коня и т.д.).

Так же, как с предыдущими фигурами, мы играли с пешкой в такие игры, как:

  1. лабиринт;
  2. двойной удар;
  3. защита;
  4. перехитри часовых.

Выполняли задания на листах: взятие и защита фигуры от неприятеля.

Как обычно подвели итог занятия ответами на вопросы.

  1. По каким клеточкам ходит пешка?
  2. Может ли пешка перепрыгивать через фигуры?
  3. На сколько сторон может бить пешка?
  4. На какой шахматной дорожке бьет пешка?
  5. В какие шахматные фигуры превращается пешка?
  6. Может ли пешка передвигаться по горизонтали?
  7. Может ли пешка бить с черного поля на черное? С белого на белое?
  8. Ходит ли пешка на два поля?

Король — ход и взятие

Пришло время познакомиться с последней и самой главной фигурой.

Придя в гости, кот Федот задал детям вопрос, – знают ли они, какая фигура осталась не изучена. На что сыновья хором закричали: «Король!».

Кот Федот: Король – фигура в шахматной игре самая главная, хотя и не самая сильная. Но без любой фигуры можно сыграть шахматную партию, а без короля – нет.

Мальчишки расставили начальную позицию, заметили, что король стоит между слоном и ферзем. Затем, по просьбе кота, назвали поля, на которых располагаются короли: белый на поле e1, черный — на e8.

Далее рассказ продолжил маленький игрушечный Король.

Король: Король ходит и по горизонталям, и по вертикалям, и по диагоналям. Но за один ход только на одно поле. Бьет король так же, как ходит.

Поставили короля на одно из центральных полей, фишками от лото отметили все возможные ходы. Посчитали. Получилось, что король контролирует сразу 8 полей. Затем располагали короля в разных частях большой доски, чтобы посмотреть, сколько полей он будет контролировать (например, из угла 3 поля). Король у нас щедрый, туда, куда может сходить клали алмаз (камешек).

Как ходит Король

После всех объяснений приступили к уже знакомым играм:

  1. лабиринт
  2. цепочка

Король: Хоть короля нельзя побить, но есть поля, на которые король не имеет права ходить, так как эти поля контролируются фигурами противника, такие поля называются «контролируемые». Король никогда не должен стоять под ударом.

Для этого понятия я заранее подготовила квадратики с крестиками по размеру шахматного поля – контролируемые поля. Выставляли разные позиции (например: король на е4, ладья на f7, тогда контролируемыми будут три поля f3, f4, f5 и т.п.).

Король и шпион

Затем закрепили новые знания в игре. Расставляли деревья, кубики хаотично – это сад короля. Король «гулял» по саду, осматривая свои владения, но за ним следил «шпион» (одна из фигур противоположного цвета). Нужно было ходить так, чтобы не оказаться под боем.

Видя, как легко Артёмка справляется с эти заданием, решила усложнить, окружив короля тремя фигурами – слоном, ладьей и конем. Но и тут сын справился превосходно. Антошка, видя энтузиазм брата, тоже захотел посложнее. Ему для начала поставили слона и ладью. Немного подумав, Антон обозначил клетки правильно. Но, когда добавили коня, возникли трудности. В помощь пришли буква Г и папа. Папа подкладывал Антошке буковку, и было понятно, куда король сходить не может.

Король и контролируемые поля

Традиционно отвечаем на вопросы:

  1. На сколько полей может пойти король?
  2. Можно ли побить короля?
  3. Может ли один из королей сделать ход из начального положения?
  4. Могут ли короли стоять на соседних клетках?
  5. По каким шахматным дорожкам ходит король?

И напоследок немного творчества. В этот раз мальчишки захотели «оживить» фигуру короля и пешку. Королю из блестящей бумаги вырезали мантию и корону, приклеили волосики из ниток и нарисовали глазки. Пешке серебристой бумагой сделали костюм рыцаря и меч. Дети остались довольны проделанной работой!

Творчество с Королем и Пешкой

Весь цикл статей по знакомству ребенка с шахматами и обучением игре вы найдете по ссылке.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей внизу!

Вы уже играете с ребенком в шахматы? Расскажите в комментариях как знакомили малыша с Пешкой и Королем!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Вера Старухина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Артема (6 лет) и Антона (4 года). Считаю, что лучшее правило воспитания ребенка - это собственный пример. Поэтому я познаю этот мир вместе с мальчишками. У нас нет занятий и четких правил, я просто наблюдаю за своими детьми и стараюсь дать знания, поиграть в игры, которые будут интересны здесь и сейчас.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Анна

    Спасибо за ваш материал, сколько фантазии и энергии. Будем применять с удовольствием)))))))))))))))))) Вы молодец, вашим детям повезло с такой мамой)))

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
«Выходи! Кто где живет»: отзыв о книге

Прошло уже 2 месяца с прошлого выпуска нашего читательского дневничка, а мне все еще нечего написать о новых книгах, потому...

Закрыть