Шахматы для детей. Ладья — ход и взятие

Шахматы для детей. Ладья: ход и взятиеПосле веселого вводного знакомства с шахматной доской, полями и фигурами пора переходить и к самому главному – будем учиться играть в шахматы. Для начала узнаем, как ходит каждая фигура, что такое бой или взятие.

На этот раз из кармашка Кота Федота дети извлекли по две шахматных фигуры, черного и белого цвета, это были ладьи. Антоша очень удивился, сказал, что уже знает эту фигуру. А Артем захлопал в ладоши – будем учить ладью ходить по доске!

Но для начала кот попросил детей расставить фигуры на их места и назвать их адрес.

Это не вызвало затруднение у деток: черные ладьи стоят но полях «а8» и «h8», белые – на «а1» и «h1». И рассказал, что такое ход.

Как ходит Ладья

Кот Федот: Ход в шахматах – это передвижение шахматной фигуры с одного поля на другое. Соперники делают ходы по очереди. Из начального положения ходят первыми всегда белые фигуры. За один ход, можно сходить только одной фигурой. Чужими фигурами ходить нельзя. Каждая фигура по доске перемещается по своим правилам.

Тут на доске появилась фигурка еще одной ладьи (у нас есть детские игрушечные шахматы в виде троллей). Она поздоровалась с детьми и представилась.

Ладья: Мы ходим очень просто: по прямой линии – по горизонталям и вертикалям. В любую сторону на любое количество полей.

Сначала Ладья предложила детям показать, какие линии называются горизонталями, а какие вертикалями. Мальчишки быстренько показали, натянув шнурочки через доску. Артем вызвался показать нам, как ходит ладья, Антошка запоминал варианты передвижения. Ну и, конечно попробовал сам.

После этого мы поставили произвольно 2 ладьи  на доске. И камешками выложили все возможные ходы из этого положения.

Затем Федот попросил детей закрасить на листочках все возможные ходы ладьи.Как ходит ладья в шахматах

Командир и солдаты

После того, как все ходы были отмечены, Ладья предложила поиграть в «командира и солдат».

Перед детьми положила по доске, дала по ладье. Главная Ладья – командир давала задание, а мальчишкам нужно было делать ходы ладьями – солдатами:

  1. с клетки «d4»  на соседнее поле по вертикали вверх, шагом марш;
  2. теперь через 2 клетки по горизонтали вправо, шагом марш;
  3. через 3 клетки по вертикали вниз, шагом марш, и т.д.

Потом поменялись ролями, и дети по очереди давали команды моей ладье, а мне оставалось выполнять.

Пришло время немного размяться, и мальчишки превращаются в ладей, с помощью ободков с изображением фигур. На полу раскладываем, полюбившуюся доску из листов бумаги. И перемещаемся по доске по следующим правилам:

  1. На одну клетку только на соседнее поле по вертикали или горизонтали.
  2. Перепрыгнуть через одну или две клетки по горизонтали или вертикали.
  3. Перепрыгнуть через большее количество клеток. Если доски не хватает – прыгнуть на крайнюю, развернуться и прыгнуть еще столько клеток, сколько не хватило (на сложение).
  4. Пробежать на время по всем углам. Бегали по очереди, засекая секундомер.

Погоня динозавров

На следующий день Ладья сказала, что на шахматную страну напали динозавры. Мальчишкам нужно спасти ладей от голодных динозавриков, которые бегают по доске в поисках добычи. Задачей детей было делать ходы за ладей, завести их в домики – белую в домик из фиолетовых кубиков, черную – из синих. А я  динозаврами «бегала» за ними по пятам.

Когда шахматные фигуры были спасены, а динозавры, оставшись ни с чем, убежали восвояси, ладья познакомила нас с новым понятием «взятие».

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Взятие фигуры противника

Ладья: Нам доступны все поля шахматной доски. За 2 хода ладья добирается до любого поля. А когда нам на пути встречаются другие фигуры, свои или неприятельские, мы не можем через них перепрыгнуть или встать на одном поле. Зато мы можем побить фигуру противоположного цвета.

Мальчишки засмеялись, а Артем нам объяснил, что побить – это значит «взять» фигуру – снять с доски. Такая фигура дальше в игре не участвует. А ладья занимает место этой фигуры на доске.

Ладья похвалила Тему и дополнила ответ.

Ладья: Взятие выполняется за один ход. Но взятие в шахматах не обязательно, можно бить, а можно и не бить – это определяет играющий, выгодно ему это или нет.

Затем мы поставили в произвольном порядке белые и черные ладьи на доске. Артем играл за белых, Антон за черных фигур. Детям нужно было по очереди снять по одной ладье противника с доски. Когда же у каждого осталось по ладье, нужно было следить, чтобы не подставить свою ладью под удар противника.

У нас не получилось «ничья» — Антон, как говорится, подставился. Хотя Ладья ему подсказывала, чтобы не торопился и подумал, что нельзя ставить  свою ладью на горизонталь или вертикаль, на которой расположена неприятельская ладья.

Высвобождение из плена

Затем Ладья предложила детям помочь ее подружке – белой ладье, освободить ее из плена. Белая ладья стояла на поле а1, черные b3, c2, в произвольном порядке расставила белые пешки. Задачей было обойти черных и не попасть под бой. На поле а8 поставили домик из кубиков – вот туда и должна добраться целой и невредимой белая ладья.Игры с динозаврами и белой Ладьей

Артем очень быстро справился с таким заданием, у Антоши несколько раз ладья попала под бой черных, пока не сообразил, что к чему. Но вот под бой подставляться, ему понравилось больше – у нас это сопровождалось звуками взрыва – тыщ-тыщ-тыдыщ!

Сюжетные игры

Далее было несколько игр на закрепление новых знаний.

Цепочка

  • Наша ладья отправляется в лес (шахматная доска) и собирает грибочки.
  • Затем играли на полу с распечатанными фигурками шахмат. На полу разложили листочки в шахматном порядке, обозначили горизонталь и вертикаль цифрами и буквами. На некоторые листы разложила изображение шахматных фигур. Детям нужно было своей ладьей побить все шахматы, каждым ходом беря одну фигуру.Цепочки действий в шахматах

Короткая дорожка

На доске мы искали клад. Ладья должна добраться до клада (алмазы — камешки), избегая поля, где стоят фигуры ее цвета, кратчайшим путем. Сделав как можно меньше ходов.Лабиринты в шахматах

Лабиринт

  • На магнитной доске. Она наподобие предыдущей, только не нужно искать короткий путь. Кладом были магнитики с машинками.
  • На настольных досках. Выставляли лабиринт из фигур того же цвета, что и ладья и одну ладью противоположного цвета. Задачей было из  определенной позиции привести ладью к кладу (печенье) и не попасть под бой черной ладьи.Сюжетные игры с шахматами

Викторина

Затем были вопросы на усвоение материала:

  1. На каких полях в начальной позиции стоят белые, черные ладьи? (а1,h1; а8,h8);
  2. Может ли ладья перепрыгивать через фигуры? (нет, не может перепрыгнуть через фигуры своего цвета, но может побить фигуру противоположного цвета и занять поле, на котором  та стояла);
  3. Сколько ходов может сделать ладья из первоначального положения, из центра доски? (7 ходов по  горизонтали, 7- по вертикали, всего 14 ходов);
  4. Может ли ладья за один ход перепрыгнуть через одну, две, пять клеток? (да, может);
  5. Расположи 4, 5, 6, 7, 8 ладей на шахматной доске так, чтобы ни одна не стояла на линии другой;
  6. За сколько шагов ладья обежит доску, двигаясь по углам?

За правильные ответы дети получали наклейки.

Творчество с Ладьей

Из творческих заданий – делали аппликацию из цветной рваной бумаги. Получились очень необычные «мраморные» ладьи.  И еще мальчишки решили собрать ладью из деталей конструктора.Творчество с шахматами

А также выполняли задания: побей фигуры, доберись до клада, ступеньки.

Другие игровые тематические занятия по обучению детей игре в шахматы вы найдете по ссылке.

Понравились идеи по обучению ребенка играм в шахматы? Сохраните себе на стеночку, чтобы поделиться со знакомыми мамами и папами!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Вера Старухина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Артема (6 лет) и Антона (4 года). Считаю, что лучшее правило воспитания ребенка - это собственный пример. Поэтому я познаю этот мир вместе с мальчишками. У нас нет занятий и четких правил, я просто наблюдаю за своими детьми и стараюсь дать знания, поиграть в игры, которые будут интересны здесь и сейчас.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Ирина

    Вера, добрый день! Для игры «побей фигуры» любые фигуры другого цвета берем? Поля с фигурами распечатывали или наклеивали фигуры на поле? Как оптимизировать подготовительный процесс? «Ступеньки» — это что за игра?

    1. Вера

      Здравствуйте, Ирина! Да, для игры «побей фигуры» берем любые фигуры другого цвета (они недвижимы — не могут ходить). Для усложнения можно выставить несколько фигур «своего» цвета, которые нужно будет обойти и побить неприятельские.
      Поля с фигурами я делала в фотошопе сама. Но вы можете просто распечатать поле и приклеить изображение фигур или нарисовать. Можно к этому процессу подключить малыша. Например, предложить подготовить план боевых действий, нападения на противника. Выдать ребенку изображение шахматной доски и попросить расположить фигуры неприятеля на определенных клетках или в произвольном порядке.
      «Ступеньки» — ладье нужно передвигаться с клетки на клетку так, как будто она «шагает » по ступенькам. Например: ладья движется с поля а1, далее на а2, затем на b2, после этого на b3 — с3 — с4 — d4 — d5 — e5 и т.д. У нас например, принц по ступенькам поднимался к принцессе на верхушку замка, по пути сбивал охранников — стражу (фигуры противоположного цвета) :)

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Настольные игры своими руками по сказке «Три медведя»

Пользу настольных игр сложно переоценить, ведь они способствуют развитию памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, помогают закрепить навыки счета, цвета, формы...

Закрыть