Шахматы для детей. Рокировка, шах и мат

Шахматы для детей: рокировка, шах и матВ прошлый раз мы узнали, как ходит король. И вот все фигуры изучены, мальчишки научились их перемещать по шахматной доске – делать ходы. Антошка считает, что теперь тоже умеет играть в шахматы! Артем спорит, что это еще не все…

И вот в спор вмешивается кот Федот. Действительно, еще не все секреты игры мы знаем, но уже очень хорошо ходим фигурами. Но есть еще один интересный ход, про который котик нам расскажет сегодня.

Федот предложил ребятам достать из коробочки две фигуры: ту, с которой мы познакомились в последний раз, и ту, которая ходит только по горизонталям и вертикалям.

Артем достал белых короля и ладью, Антошка – черных. И поставили на доске в начальную позицию.

Федот рассказал, что один раз за партию можно за один ход пойти сразу  двумя этими фигурами.

Рокировка

Кот Федот: Случается в шахматной партии такое, что король прыгает через клетку. Если между королем и ладьей нет других шахматных фигур, и они еще не ходили, то король может перескочить через клетку в сторону ладьи, а ладья перепрыгнет через короля и встанет на соседнее поле. Этот ход называется рокировкой. Рокировка помогает увести короля в безопасное место и одновременно ввести в игру ладью.

Короткая рокировка

Существует два вида рокировки: длинная рокировка, когда король отправляется на ферзевый фланг, и короткая, когда король отправляется на королевский фланг.  В любом случае король будет двигаться на две клетки к ладье, а ладья перепрыгнет через него и займет клетку рядом с ним.

Прежде чем выполнять рокировку на доске, Федот предложил мальчишкам превратиться в ладью и короля. На полу изолентой сделали квадраты. Сначала Артем перепрыгивал через один квадрат, приседал, а Антон перепрыгивал через брата, становясь на клетку рядом.

Длинная рокировка

Затем попробовали сделать рокировку каждый на своей доске. Антон хорошо понял, что нужно передвинуть две фигуры одновременно, но ухватившись за обе сразу двумя руками, забыл, где они стояли, и запутался, кого куда ставить.  Немного посмеявшись над этим, Артем стал объяснять брату, подсказывать и показывать.  После нескольких повторений, Тоша все понял и искренне порадовался за себя.

Рокировка на полу

Затем выставляли различные позиции возможной рокировки, и позиции, где невозможно сделать рокировку. Детям оставалось догадываться…

Цель игры в шахматы

Затем Кот Федот задал детям «странный», как сказал Артем вопрос: какова цель шахматной игры. Ответ очевиден – победа. Но, как победить? Я попросила Тему немного помолчать, его прямо распирало рассказать все, что он знал, не давая подумать брату. Антошка сказал, что победа, наверное, в том, чтобы побить все фигуры, т.е. побеждает тот,  у кого фигур больше остаётся.

Тема ухмыльнулся, сказав, что главное – это «взять в плен» короля, поставить ему мат.

Кот Федот: Шахматный король – это единственная фигура, которую нельзя побить. Но он сам не имеет права ходить на поле, атакованное чужой фигурой, или взять защищенную фигуру. Если на короля напала неприятельская фигура, говорят «мат».

Вспомнили, как на прошлых занятиях мы выкладывали на поля квадраты с крестиками, куда нельзя ходить королю и повторили игру.

Затем выставили позицию, в которой король попадает под бой, т.е. ему объявлен шах. А что делать в данном положении подсказал кот.

Шах королю

Кот Федот: В данном случае, королю, которому объявлен шах, нужно защищаться. Т.е. уйти на другое поле, закрыться от шаха любой своей фигурой или король может побить фигуру, объявившую ему шах. Также короля может защитить любая его фигура, побив фигуру противника, объявившую шах.

Получив новые знания, поспешили применить их на практике. Выставляли различные позиции, пробуя каждый вариант защиты.

Чтобы понять, куда может ходить король, чтобы защититься выкладывали по традиции фишки от лото.

Шах и мат

Чтобы понять сможет ли защитить другая фигура своего короля, выкладывали ее путь палочками. А те поля, на которые королю ходить нельзя обозначали квадратами с крестиками.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Защита короля

Игра «Угадай, где шах?»

В кармашке у котика  оказались карточки с разными позициями. Федот предложил поиграть с ними в «угадай, где ШАХ». Сложили в стопку рубашкой вверх. Когда переворачивали карточку нужно было прокричать шах или не шах. Кто первый ответил правильно – забирает себе карточку. Потом считали количество карточек, у кого больше тот и выиграл.

После этого поменялись, стали учиться ставить шах – нападать на неприятельского короля. Это оказалось очень весело и легко! Фигуры противника неподвижны, каждый выполнял задание на своей доске. Затем решили поиграть  друг против друга.

Угадай где ШАХ

Рокировка и шах

Кот Федот: Когда объявлен шах рокировать нельзя. Если после рокировки король окажется под шахом – тоже рокировать запрещается. Если поле, через, которое перепрыгнет король в рокировке, находится под боем, то совершать рокировку также не разрешается.

Чтобы было понятнее, выставили фигуры и выкладывали квадраты с крестиками туда, куда ходить королю нельзя.

На этом решили остановиться, так как слишком много новых понятий и правил.

Следующие несколько дней мальчишки учились ставить мат и уклоняться от него со всеми фигурами на доске. В гости прибегали фигуры, которые почему-то забыли, как они ходят по доске, где они живут (адрес поля). В общем, мы повторяли то, что изучили ранее.

Мат королю

Но вот появился кот Федот с вопросом: что будет, если королю некуда будет уйти от шаха, все поля будут заняты, также атакованы или у короля нет защиты, фигуры, которая могла бы побить неприятельскую?

Артем прокричал: Мат, ему будет, мат! И конец партии! Смерть королю!

Кот Федот: Мат – это, когда королю нет защиты. Говорят, что король получил мат и игра заканчивается. Тот, кто даст мат королю противника считается победителем, выигравшим в игре.

А кот Федот опять предложил игру с карточками, но на этот раз нужно было угадывать, где в позициях мат.

Затем выставляли различные позиции на доске.

Угадай где МАТ

Кот Федот: Существует еще одно интересное понятие – это мат в один ход. Это, когда фигура или пешка одним ходом ставит мат королю противника.

Для начала разобрали это понятие на примере с пешкой, т.к. пешка ходит на одну клетку, детям легче обнаружить мат. Затем с другими фигурами.

Но хоть пешка простая фигура, она обладает особенностью превращаться в другую фигуру. Выставляем позицию, в которой пешка может после одного хода, например из h7, превратиться в фигуру. Предварительно нужно подумать в какую фигуру ее превратить (в ладью, слона, коня или ферзя), чтобы за один ход поставить мат королю, стоящему, например, на поле h1.

Охота на слова «шах» и «мат»

Чтобы дети немного отдохнули, котик предложил устроить охоту на слова «шах» и «мат».

На полу разложили листочки со словами:

  • Поискать в карандашах;
  • у слона в ушах;
  • живут в шалашах;
  • квакают в камышах;
  • гулять в галошах;
  • жил на свете падишах;
  • пять матрешек;
  • у солдата автомат;
  • на корабле плывет матрос;
  • учебник математики;
  • играем в шахматы.

И несколько лишних слов:

  • пошел работать в мастера;
  • маршал флота;
  • машет руками;
  • шуршит машина шинами.

Дети с видом знатных детективов принялись обводить и вычеркивать нужные слова. Это задание их так увлекло, что просили еще слов!

Охота на слова ШАХ и МАТ

Если вас интересует как научить ребенка играть в шахматы, то все игровые сценарии по знакомству малыша с шахматной доской, фигурами и основными понятиями вы найдете по ссылке: Шахматы для детей.

Понравился сценарий игрового занятия для знакомства ребенка с шахматами? Сохраните себе на стеночку социальной сети, чтобы поиграть с ребенком и поделиться интересной идеей с другими мамами!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Вера Старухина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Артема (6 лет) и Антона (4 года). Считаю, что лучшее правило воспитания ребенка - это собственный пример. Поэтому я познаю этот мир вместе с мальчишками. У нас нет занятий и четких правил, я просто наблюдаю за своими детьми и стараюсь дать знания, поиграть в игры, которые будут интересны здесь и сейчас.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...