Система тайм-менеджмента «1+1+1». Игры с ребенком

Система тайм-менеджмента "1+1+1". Игры с ребенкомЗдесь мы говорили о принципах системы тайм-менеджмента «1+1+1», которую я разработала для себя. А сегодня поговорим об играх с ребенком и их организации.

2 года я играла с ребенком так, что все родственники меня называли не просто увлеченной мамой, а фанаткой. Я расписывала всё по дням: в понедельник – речь, во вторник – моторика, в среду – тематическое занятие, в четверг – творчество, в пятницу – сказки. В итоге… я выдохлась. Надоело! Меня стало всё раздражать, я очень от этого устала. Я постоянно что-то распечатывала, выстригала, клеила. Мой муж подрабатывает преподавателем в ВУЗе и он, смеясь, говорил мне, что он так к занятиям со студентами не готовится, как я к играм с ребенком. Сейчас я решила, что без всего этого вполне можно обойтись. Поэтому я выделила необходимый минимум по играм с ребенком. Это: чтение ребенку, речь, интеллект (память, внимание, логика), творчество, сюжетно-ролевые игры.  И никакой привязки к дням недели или времени дня. Для всех распечатанных материалов у меня заведена папка с файлами.

В целом я выделила для себя 3 направления развития ребенка:

  • Тело (здоровый образ жизни),
  • Ум (интеллект, умение думать),
  • Душа (эмоциональный интеллект).

Если в конце дня я понимаю, что смогла хоть немного времени уделить каждому из этих трех направлений развития ребенка – я спокойна! Самым важным, я считаю, является простое общение с ребенком. Я перестала скрупулезно следить за нормами развития ребенка и всячески избегаю разговоров с мамочками на тему «Что умеет ваш ребенок?» Я вижу, что в ребенка всё уже заложено Природой и не надо ничего делать специально для его развития, мешать не надо – вот это факт. Кстати этой же точки зрения придерживается психолог Михаил Литвак.

Психологи утверждают, что важно не количество вместе проведенного времени, а его качество. Вот почему так важно всегда уметь быть в моменте. Если вы общаетесь/играете с ребенком, то должно быть как в рекламе: «И пусть весь мир подождет». И такого внимания, по словам психологов, достаточно всего 30 мин в день!

Сейчас мне вообще ничего не приходится организовывать. Мой ребенок сам говорит, во что он хочет играть. Например, мы целыми днями играем в мусоровоз. Или в Колобка. Но не в того, классического. Ребенок мой согласен играть в настоящий момент только в те игры, где фигурируют машинки. Вот я и придумываю, причем зачастую на ходу. Я стараюсь соблюдать лишь 2 главных правила игр:

  1. не скатываться в обучение, а именно играть;
  2. всегда помнить о Зоне ближайшего развития по Выготскому.

Вариант игры по сказке «Колобок»

Вот пример нашей игры.

Сбежал Колобок с хлебозавода, катится, катится, а навстречу ему машина. Колобок спрашивает:

— А ты что за машина?

— Я экскаватор.

— А что ты умеешь делать?

— Копать, рыть, насыпать (ребенок отвечает сам, потому что мама постоянно всё «забывает»).

— А покатай меня, пожалуйста!

— Покатаю, но помоги мне сначала.

И тут машинка дает задание Колобку, с которым она не может справиться: отгадать загадки, сделать артикуляционную гимнастику, повторить чистоговорку, выложить встреченную машинку палочками, мозаиками, нарисовать её, поиграть в лото или мемори и т.д. И с учетом ЗБР эти задания можно усложнять.

Потом Колобок встречает другую машинку.

Так можно пройтись по всем сказкам.

Можно поговорить о хлебозаводе, что на нем делают. В следующий раз Колобок может сбежать их магазина, потом ещё откуда-то.

Можно включить сюда ТРИЗ. Например, Колобок встретил трактор, а тот думает, как и из чего ему мост сделать через речку или просто не знает, как переехать через неё. Начинаем думать, воображать, решать и играть.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Наведите порядок в детской легко и с удовольствием с бесплатным аудиокурсом «Порядок в детской за 5 дней»!

Если мы играем в мусоровоз, то каждый раз строим улицу с разными домами, делаем их разную нумерацию (последовательную, или справа – четные, слева – нечетные), привносим что-то новое в сюжет.

И это всё! Мне стало легко играть. Раньше я расстраивалась, когда ребенок не хотел играть в то, что я запланировала. Поэтому я перестала по сути планировать игры. Я стала набрасывать идеи в отдельном блокнотике. Я просто перестала усложнять себе жизнь. Перестала покупать много игрушек. Я, наконец, осознала, что невозможно нарисовать с ребенком все рисунки на свете, слепить всё, что я увидела в пособиях по лепке, сделать все поделки, перечитать с ним все книги, изучить все методики, поиграть во все игры, какие только возможно. И мне стало так легко и хорошо!

Мы больше не занимаемся с ребенком тем, что ему не интересно. Например, творчеством. Рисует он только машинки. И, пожалуйста! Лепить вообще не хочет. Да и я собственно не горю желанием. Делала я и соленое тесто, и сенсорные коробки. Меня это всё напрягает. Мне это надоело. Сейчас иногда мой ребенок если захочет поиграть с крупой, то он знает, где это стоит, зовет меня, и мы играем. Из всего творчества нам по-настоящему подошли книги с наклейками. С их помощью развивается речь, изучаются цвет, форма, счет, размер, а уж какой простор для мелкой моторики!

А сколько возможностей таит в себе вечерний ритуал перед сном! Я проходила обучение детскому сну и знаю, что ритуал может длиться от 30 до 60 мин. Если взять в среднем 40 минут, то представляете: целых 40 минут общения! Это поможет восполнить вам все пробелы в общении с ребенком в течение дня, даже если вы не успели поиграть с ребенком вечером после сада или работы. Можно разговаривать: как прошел день, что ждет завтра. Только не надо при этом задавать вопросы типа: что ты ел, как ты себя вел, какую оценку получил (для сада и школы у родителей всегда готовы свои вопросы). Вопросы могут быть такими:

  1. Что хорошее/плохое произошло с тобой сегодня за день?
  2. Расскажи что тебя сегодня развеселило/огорчило?
  3. Кому ты сегодня помог? Может, кто-то тебе сегодня помог?
  4. Расскажи мне, что нового ты узнал сегодня?
  5. Был ли сегодня момент, когда ты чувствовал себя самым счастливым?
  6. Скучал ли ты сегодня?
  7. Что тебе не понравилось делать сегодня?
  8. С кем ты чаще всего играешь, общаешься?
  9. Что у тебя сегодня получилось лучше всего?
  10. Какие слова воспитателя/тренера/учителя тебя порадовали сегодня?

Можно поиграть в массу спокойных игр (пазлы, пальчиковые игры). По книгам мы играем так. Начинаем по очереди что-то называть: «Я вижу домик, а что видишь ты?» Побеждает тот, кто больше увидел предметов на картинке. Очень приглянулись моему ребенку виммельбухи. Можно сделать «Копилку счастливых моментов»: записывать перед сном на бумажках, что хорошего сегодня произошло и складывать в копилку. Так мы учим своих детей позитиву и ожиданию чего-то хорошего каждый день, а также умению его видеть. Можно рассказывать терапевтические сказки, причем я сочиняю их сама, на ходу.

Организации игрового пространства

Что касается организации игрового пространства, то ничего экстраординарного. Есть своё место у ребенка, где стоит стеллаж, 2 корзины с игрушками и столик. Дополнительно игрушки лежат и в тумбочке, и в пуфике, и в кресле. Ну и, конечно, выставка работ имеется. В некоторых местах квартиры повешены речевые плакаты, которые мы делали вместе с ребенком и наше семейное дерево с фотографиями всех родственников. Нас это устраивает, ребенок всё равно играет там, где захочет, не понимаю смысла отдельных зон.

И ещё. Я не признаю никаких развивающих центров. Считаю это блажью. Я работала в одном из таких и прекрасно видела, что всё, чему там учат – это всё прекрасно может делать и мама. Единственное преимущество для меня таких центров – новые игрушки и игры именно занятия в группе детей. Но группа детей есть и на площадке, на свежем воздухе. Здесь я солидарна с доктором Комаровским: меньше развивающих занятий и больше свежего воздуха и активности. Плюс до 3 лет многие педагоги вообще не видят смысла водить ребенка в такие центры. А после 3-х садика более чем достаточно.

Я не люблю комплекты тематических занятий. По моему мнению все они очень однотипные и предсказуемые. Мы любим играть в комплексные игры, сюжет которых берем из жизни.

Вариант комплексной игры с ребенком

По железной дороге, вдоль которой растут деревья, едет поезд. Сначала мы делаем деревья. Вот давай возьмем черновую белую бумагу (можно сразу цветную), разрежем её на части, возьмем фломастер, и будем фломастер закатывать в бумагу. Край бумаги намажем клеем и приклеим, фломастер вынимает (развитие мелкой моторики). Получились стволы. А теперь давай раскрасим их. Можно сделать березу, просто черные штрихи. Теперь возьмем зеленую самоклеящуюся бумагу и приклеим её к стволам. Это у нас кроны. Вот какие красивые деревья получились.

Давай расставим их вдоль железной дороги. Ой, начался ураган поднялся сильный ветер, деревья все попадали (дуем, развиваем дыхательную систему). Ой, поезд ехать не может. Что же делать? Давай позовем на помощь нужные машины: тракторы, бульдозеры, экскаваторы. Собрали деревья. Поезд может ехать. А что же делать с деревьями? «Давай отвезем их на деревоперерабатывающий завод», — предложила одна машинка. И грузовик повез.

Там рабочие завода распилили деревья. Крону убрали отдельно. Стволы распилили на дрова. Дрова загрузили в грузовик и отвезли бабушке и дедушке в деревню печь топить. Бабушка и дедушка очень обрадовались. Но они старенькие, им тяжело дрова в поленницу укладывать. К ним приехали дети и внуки и помогли (эмоциональный интеллект). А куда же деть крону? Её загрузили в другой грузовик и повезли на ферму животным. После этого мой ребенок ещё попросил сделать печку. Сделали печку из лего, закидывали туда дрова. Он меня спросил зачем она нужна. Я взяла человечка, показала что на печке можно спать, а ещё готовить, и поставили на неё кастрюльки.

Тут можно сюжет до бесконечности развивать. Например, на заводе неосторожно с пилой обращались, произошел несчастный случай, вызывали скорую.

Почта радости

Ещё у нас есть почта радости. Это специальная коробочка, приклеенная к шкафу, с вырезанной дверцей, открытая сверху. То есть как настоящий почтовый ящик. Туда я кладу какие-то  маленькие сюрпризы и подарочки в качестве поощрения за хорошее поведение, или просто так. Ещё это может быть способом завлекать ребенка с прогулки домой. Иногда я могу просто мармеладку или печенье в фольгу завернуть.

Игры с машинками в сказки

Что касается сказок, то здесь тоже приходится придумывать что-то с машинками. Например, у нас есть сказочная полиция, которая ездит по сказкам и наводит там порядок. Помогает вернуть Колобка дедушке с бабушкой, защищает трех поросят и семерых козлят от волка, спасает от него же Красную шапочку, помогает Дюймовочке добраться до принца, помогает сестрице Аленушке вернуть братца Иванушку в человеческий вид, наказывает медведя, который разрушил теремок, исправительными строительными работами, помогает вернуть петушка, которого лиса унесла, помогает зайчику вернуть его лубяную избушку, наказывает тех, кто рвет аленькие цветочки и т.д.

Кстати Золушка у нас едет не на бал, а на «автопати». И там её на классной машине обгоняет принц. Сказки я стараюсь ребенку рассказывать по своему. Золушка не сидит и не плачет о своей тяжелой судьбе и не надеется на то, что придет добрая фея и решит все её проблемы (понятно, что фея наградила Золушку подарками не просто так, а за её доброту, но мне эта концепция бедной несчастной девочки не очень нравится, потому что в данной сказке это уже не доброта, а жертвенность). В сказке «Мешок яблок» заяц не раздает всем яблоки, оставляя при этом своих детей голодными. Сначала он кормит свою семью, а уже потом делится с друзьями.

В плане подготовки к играм тоже всё просто. Если играем в места обитания, например, то белый лист бумаги — это Арктика, оранжевый — пустыня или просто Африка, синий — море, зеленый — поле. По возможности и желанию создаем, конечно, декорации для игр:  рисуем лес, дорожку, реку, пруд и используем это всё в разных играх. Такие же декорации делаем для пожарной части, магазина (витрины). Просто строим дом из кубиков, а впереди размещаем соответствующую декорацию. В случае пожарной части — это лист картона с вырезанной дверью и наклейками разного пожарного инвентаря (огнетушитель, пожарный рукав, звонок, лопата, топор), конечно, подписанный «Пожарная часть 01».

Автор: Светлана Павлова

Начало: Система тайм-менеджмента «1+1+1». Основные принципы.

Продолжение: Система тайм-менеджмента «1+1+1». Ключи к счастью и успеху в материнстве.

Вам есть, чем поделиться в другими увлеченными мамами? Хотите стать героиней рубрики «Обмен опытом»? Пишите на marina@razvivash-ka.ru! 

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Наведите порядок в детской легко и с удовольствием с бесплатным аудиокурсом «Порядок в детской за 5 дней»!

Автор: Клуб Увлеченных Мам

Все статьи автора

Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей "Клуба Увлеченных Мам".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Елена

    Спасибо за статью. Очень полезная и информативная. Все по делу.
    Выскажу свое мнение. Думаю Вы не будете против. На развивающие занятия в различные центры НАДО ходить с малышами. Если у мамы нет сил играть дома. Если нет эмоционального подъема, что очень важно в игре с ребенком любым. И последнее — физиологи приводят массу доказательств, что развивать малыша надо как можно раньше.
    У вас получается заниматься с малышом. Это здорово. Не каждая мама это воплощает. Развивающие занятия подталкивают и стимулируют родителя на правильный путь. Дают СИЛЬНЫЙ эмоциональный заряд.
    Неприятно Всегда читать отрицательные отзывы о клубах и центрах.
    Как то так.

    1. Светлана

      Елена, я абсолютно не против этих центров, да и кто я такая, чтобы быть против))) Естественно, они несут добро и имеют своё значение. Эти центры есть и это факт. У меня нет отрицательного отношения к ним, просто они не нужны нам с ребенком. Такова моя идеология. Возможно, это только сейчас и потом ситуация изменится. Спасибо за отзыв! Если Марина разрешит, то я дам ссылку на группу ВК с моими играми.

  2. Людмила

    Здравствуйте!Очень интересно Вы всё пишете,Светлана!Очень во многом согласна с Вами.Могу только тоже сказать,что в детские центры (развивашки) всё же стоит походить. И для общения с др.детками полезно и для обогащения своей фантазиии и знаний:)Ведь даже у самого талантливого чел-ка и фантазёра фантазия не безгранична:), т.к. все люди разные:) Но безусловно, компл. занятий только в развивашке, пусть даже каждый день,на мой взгляд, недостаточно:)упор всё же на занятия дома с мамой:)по интересам реб-ка.В этом мне оч.помогают книги Быковой.Оч.хорошо рассказано,как вырастить умного,воспитанного и главное-самостоятельного реб-ка, кторый,в будущем,вероятнее всего, сможет быть счастливее,чем хотя бы его родители:) хотя,конечно, в таком мире живём,где, к сожалению,быть умным,воспитанным,самостоятельным — это ещё не 100% путь к счастью,да и счастье понимает каждый по своему.как и развитие и воспитание.Поэтому,сколько людей столько и мнений.Я выбираю то,что ближе мне и нашему с мужем реб-ку:)И всегда надо помнить,что,как бы мы того не хотели,но дети оч. часто повторяют родителей:), так что личный пример никто не отменял!

    1. Светлана

      Людмила, спасибо! Я с Вами полностью согласна. Я уже писала, что «Надо не рассказать ребенку как жить, а показать». И всегда воспитание начинать с себя. И я тоже считаю, что каждый человек и каждая семья живут по своей модели счастья.

  3. Людмила

    А так всё в Ваших статьях мне оч.нрав-ся!:) То,что мне будет интер-но и по силам, я применю обязат-но, а главное то применю,что будет интереснее всего моей дочке:)СПАСИБО ВАМ!!!!!

  4. Светлана

    Интересная статья, спасибо. Очень близки ваши мысли по поводу игр с детьми. Я два года пропадала в сети, очень много прочитала книг о развитии, плюс английским занимаемся. Больше читала, чем играла) В конце декабря все пустила на самотек, выдохлась. До сих пор не могу взять себя в руки, начать играть снова, мне нужна какая-то система что ли. Интересные идеи у вас, вроде бы все так просто) Может еще где-то есть почитать варианты комплексных игр?

    1. Светлана

      Светлана, спасибо за отзыв! К сожалению, мне не разрешили дать ссылку на мою группу ВК (которую мы создали с другой увлеченной мамой, активной участницей Клуба) с играми. Я не могу сказать, что я часто играю именно в комплексные игры. Но такую игру легко развить из самой простой. Например, мы недавно играли с ребенком в почту. Я сделала макет улицы/города, который использую практически во всех играх. Расставила на нем домики (вот сразу огромной простор фантазии из чего их строить), пронумеровали их, заселили игрушками, к каждому дому подобрали почтовые ящики (спичечные коробки, стаканчики-вкладыши). На 3 дома ставили 1 общий почтовый ящик. И стали писать письма. Брали бумажку, фломастеры, ёжик начинал писать письмо зайчику. Я писала текст и проговаривала его (ребенок может и сам придумать, здесь как понимаете простор для развития и речи, и памяти, и мышления). Текст был содержательный, познавательный. Не просто: привет, зайчик. А примерно так: «Здравствуй, друг! Скоро зима и я впаду в спячку. Приезжай ко мне в гости весной и расскажи новости за зиму». Потом ежик нес это письмо в общий ящик. На письме писали номер дома зайчика. Лиса у нас писала письмо волку, и звала на помощь в ловле рыбы в проруби. Потом приезжала почтовая машина (у нас все машины заменяет грузовая машина), забирала из общих ящиков письма и везла на почту (у нас это был большой кубик-сортер). Потом почтальон разносил письма по соответствующим номерам домов. Тем, кому писем не было, получали газеты. Можно развозить посылки (зайцу морковку от друга, мишке мед).

  5. Юлия

    Несколько дней назад прочитала данную статью, перед сном. И статья вызвала у меня разные отлик и эмоции. Решила для для себя, что надо прочитать статью еще раз, так сказать «на свежую голову». Статья интересная. В большей части я согласна со всем, что написано. Но и есть что-то ещё….
    Наверное, я увидела себя вначале статьи. Когда автор описывает, как она готовилась к занятиям. Сама употребляю слово «занятия», и самой же мне оно не нравится. Своим студентам могу сказать «Начинаем занятие, продолжим заниматься и т д». А вот в отношении маленького ребёнка, своего сына — как-то это не то. Ребёнок — чистый лист. Только открыл мир, познает его. Ты открываешь ему мир.
    Я в восторге от того, как автор описала свои игры, комплексные занятия. Это опыт. Огромный опыт автора. Она всё объединила, структуировала. И вот результат. Какая огромная работа проделана. Взяла всё изложенное себе на заметку.
    Каждый ребёнок индивидуален, развивается по своей особой программе. А значит и подход к каждому свой. Есть мамы, которым очень нужны центры развития для детей. Полезны. А есть те, которые превосходно справятся и без них.
    Я сама — балдею от материнства, балдею от каждого часа, дня, минуты с ребёнком. Сама хочу играть. Играем. Готова рисовать, выстригать, клеить и т д. Сама развиваюсь, как мама. В одной статье прочитала: надо создавать не центры развития детей, а центры развития (воспитания) родителей. Согласна с этим.
    За статью спасибо огромное!

    1. Светлана

      Юлия, спасибо за отзыв и приятные слова! Для меня это очень ценно!

  6. Людмила

    Вот! Вот! А я в восторге от отзыва, в котором Юлия написала,что надо создавать именно центры обучения и развития (воспитания) родителей.А ещё бы хорошо,чтобы и мамы и папы и даже ещё лучше бабушки и дедушки получали бы спец.психолог.знания,которые можно было бы сразу применять на практике.Эх!И когда это время придёт?Но может оно и не за горами:)Главное-желание всё осваивать,но по мере собственных сил,конечно. Как говорится,учатся всю жизнь!

  7. Людмила

    На чужих ошибках учатся,а на своих становятся мудрее:)

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...