Собеседование с будущими первоклассниками. Готовность №1.

Собеседование с первоклассникомВот и наступила весна, распускаются первые листочки, природа обновляется. А для детей, которые собираются в этом году принять статус первоклассника, начинается ответственная пора, пора первых испытаний. Во многих образовательных учреждениях уже в конце мая-начале июня начинаются собеседования с будущими первоклассниками.

Хотелось бы сказать, что согласно постановлениям Министерства образования и науки, в первый класс общеобразовательного учреждения принимают всех детей, достигших школьного возраста, вне зависимости от уровня их подготовки. Поэтому чаще всего результаты собеседования никак не могут повлиять на сам факт приема в школу. Но собеседования всё же проводят, так как на их основе могут распределять детей по классам. Собеседование с будущими первоклассниками поможет не только педагогу в дальнейшем скорректировать обучение, но и родителям, так как оно выявляет сильные и слабые стороны ребенка и помогает увидеть, в какой области знаний у него есть проблемы. А восполнить эти пробелы, при желании, вы можете за летние месяцы.

Итак, собеседование! Не стоит его бояться, можно просто к нему подготовиться.

В каждом образовательном учреждении собеседование проводиться по-разному. В идеале собеседование проводит учитель начальных классов при участии психолога и логопеда, завуча школы в естественной дружеской обстановке. Но иногда дело ограничивается только психологом или учителем. По нормам на собеседование отводится 15 — 20 минут, но на самом деле время может увеличиться до 40 минут, а то и до 1 часа. Родителям на собеседовании можно присутствовать. Но вы можете только наблюдать, как ваш ребенок отвечает на вопросы педагогов.

Какие же вопросы конкретно будут задавать на собеседовании будущим первоклассникам? Этот вопрос волнует многих родителей. Точного ответа на данный вопрос нет, так как каждое образовательное учреждение самостоятельно составляет свой список вопросов и подбирает задания. Но все они так или иначе подчинены общим принципам. Давайте рассмотрим, что должен знать и уметь ваш ребенок, чтобы на собеседовании ответить на все вопросы.

Ваш ребенок должен уметь:

  • назвать свою фамилию, имя, отчество и возраст;
  • назвать фамилию, имя, отчество мамы и папы, кем они работают;
  • рассказывать о членах семьи: братьях и сестрах, бабушках и дедушках, тетях и дядях; называть их имена, возраст;
  • рассказать, где живет: в какой стране, в каком городе, назвать свой домашний адрес;
  • различать и называть основные цвета (красный, желтый, синий, а также белый, серый и черный);
  • знать названия животных, растений, птиц, рыб, насекомых, уметь показать их на картинке;
  • отличать диких животных от домашних, фрукты от овощей, деревья от кустарников;
  • уметь обобщать, называть множество одним словом (одежда, обувь, мебель, посуда и т.д.);
  • ориентироваться в пространстве: знать понятия «вправо/влево», «вверх/вниз» и т.д., уметь показывать левую и правую руку у себя, показать правое ухо левой рукой и т.д.;
  • ориентироваться во времени: различать времена года и их последовательность, знать дни недели, количество дней в месяце и неделе;
  • рассказать о традиционных праздниках, назвав их даты;
  • знать названия профессий, уметь рассказывать о том, чем занимаются люди этих профессий;
  • рассказывать о любимых занятиях, играх, книгах и игрушках;
  • знать русские народные сказки.

На заметку! Старайтесь побольше разговаривать с ребенком. В беседе уделяйте внимание деталям, больше рассуждайте сами и учите ребенка давать полные ответы. Просите ребенка высказывать свое мнение, свое впечатление по какой-либо ситуации.

Кроме общих знаний, у ребенка могут проверить и его интеллектуальную готовность, дав на собеседовании ряд упражнений, выявляющих уровень развития познавательных процессов (памяти, мышления, внимания).

В связи с этим ребенок должен:

  • уметь группировать предметы по форме, цвету, размеру;
  • уметь находить сходства и различия предложенных предметов;
  • уметь находить лишние предметы или фигуры в ряду и уметь дополнять группу недостающими;
  • уметь называть признак, по которому предметы объединены в группу;
  • уметь восстанавливать правильную последовательность событий (раскладывать картинки по порядку);
  • запоминать и повторять предложение из 5-6 слов;
  • уметь составлять рассказ по картинке;
  • уметь находить до 15 отличий на двух картинках;
  • уметь рассказывать по памяти стихотворение;
  • уметь сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;
  • знать простые геометрические фигуры и уметь составлять из них другие;
  • уметь писать графические диктанты и копировать простые узоры (на листе в клетку);
  • уметь правильно держать в руке ручку и карандаш;
  • уметь дорисовывать отсутствующую половину симметричного рисунка;
  • уметь проводить прямые и ломаные линии;
  • уметь рисовать по клеточкам и точкам;
  • уметь штриховать/закрашивать изображение, не выходя за пределы контура;
  • уметь копировать написанный печатными буквами текст или писать свое имя.

Предлагаем вам несколько примеров заданий, которые могут предложить на собеседовании будущему первокласснику:

1.Запомни слова.

Произнесите ребенку ряд слов и попросите его повторить всё, что запомнилось, в любом порядке (выберите одну строчку).

Кот, блеск, миг, крем, бур, гусь, ночь, торт, луч.

Кит, лук, кот, еда, день, хвост, сон, мышь, суп.

2. Пятый лишний.

Произнесите ребенку слова, а он должен найти, какое слово лишнее.

Голубь, гусь, ласточка, муравей, муха.

Пальто, брюки, шкаф, шапка, куртка.

Тарелка, чашка, чайник, посуда, стакан.

Теплая, холодная, пасмурная, погода, снежная.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

3. Речевые аналогии.

Ребенок должен подобрать четвертое слово. Перед выполнением задания разберите с ребенком первый ряд.

Представь»стол» и «скатерть». Эти два слова как-то связаны между собой. Тебе надо подобрать подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же парочка, как «стол-скатерть».

Вы называете слова, а ребенок должен выбрать, какое из них подойдет к слову.

Стол-скатерть. Пол: мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди.

Ручка-писать. Нож: бежать, пальто, резать, карман, железный.

Сидеть-стул. Спать: книга, кровать, дерево, зевать, мягкий.

На заметку! При выполнении данных упражнений (2,3) просите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.

4. Графический диктант.

Выполняется на тетрадном листке к клеточку.

  1. Начнем с простого: одна клеточка вверх, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, одна — вверх, одна клеточка вправо, одна — вниз, одна — вправо. Далее ребенок рисует сам до конца строки.(рис.1.)
  2. «Грибок»: одна клеточка вверх, одна — вправо, одна — вверх, одна — вправо, одна — вверх, одна — вправо, одна — вверх, три клеточки вправо, одна клеточка вниз, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, одна — вниз, три клеточки — влево, четыре клеточки вниз, три клеточки влево, четыре клеточки вверх, три клеточки влево. (рис.2.)

графический диктант

Источник иллюстрации: Голубь В.Т. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5 — 7 лет. — М.: ВАКО, 2010.

5. Кто здесь спрятался?

Попросите ребенка рассмотреть рисунок и сосчитать, сколько птиц на нем спряталось.

 найди изображения

Источник иллюстрации: Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек. Готовимся к школе. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

На заметку! Развивать психические процессы (мышление, память и внимание) можно путем упорных тренировок. Почаще играйте с ребенком в игру «Что пропало?» , на прогулке можно искать что-то необычное или загадывать предметы на одну букву и искать их. Чаще просите ребенка пересказывать сказки, которые читаете перед сном. Уделяйте внимание развитию мелкой моторики: лепите из пластилина, солёного теста, глины, делайте поделки из бумаги, оригами-поделки. Все это развивает не только моторику, но и познавательные процессы.

Дорогие мамы и папы будущих первоклассников, идя на собеседование, помните, что ваш ребенок, попадая в новую обстановку и встречаясь с незнакомыми людьми, испытывает большой стресс, поэтому его ответы, возможно, не будут такими уверенными, как если бы он отвечал вам. Ваша задача — поддержать своего ребенка как до собеседования, так и после, и ни в коем случае не упрекать его за неправильные ответы.

Будьте уверены, что ваш ребенок покажет себя на собеседовании великолепно! Удачи вам и вашему малышу!

При написании статьи использовалась литература:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе — М.:ТЦ Сфера, 2003.
  2. Голубь В.Т. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5 — 7 лет. — М.: ВАКО, 2010.
  3. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек. Готовимся к школе. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Автор: Светлана Бичевина

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Светлана Бичевина

Все статьи автора

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Анна Герман

    Честно говоря, я полна гнева…
    Моя практика похода с дочкой к психологу при поступлении в сад (подробности здесь — https://www.facebook.com/photo.php?fbid=988822604496179&set=a.530274297017681.1073741828.100001053463467&type=3&theater) показала, что можно нарваться на кого угодно. Кто все эти люди, которые берутся оценивать наших детей??!!!
    КАК? ПРОВЕРИТЬ? ИХ? КОМПЕТЕНТНОСТЬ?
    Какие вопросы мы, родители, сами имеем право и должны задать школе, директору, педагогам и психологам, прежде чем допустить их до наших детей?

    И случай из моей личной жизни. В 6,5 лет мама пришла забирать меня вечером из сада. Я с еще двумя детьми сидела в отдельной комнате. Я рассказала, что нам давали какие-то задания, а потом все пошли туда, а мы -сюда. Мама помчалась разбираться. Оказалось, я не прошла тест «нарисовать дядю и тетю». Подразумевалось, что нужно изобразить основное отличие: брюки и платье. А я все время, отведенное на задание, прорисовывала глаза и брови тёте. Самое прикольное, что с 5,5 лет я читала всей группе книжки вместо воспитательницы, а на момент теста уже всерьез была увлечена «Легендами и мифами Древней Греции» в изложении Куна. В общем, интеллектом меня бог не обидел, и дальнейшая жизнь это показала.
    Спасибо маме, а то ведь собирались мне в личное дело отставание записать. Отдали бы в какой-нибудь ЗПР класс.
    И, простите за грубость, количество таких дебилов не уменьшается.

    1. Светлана

      Анна, согласна с вами, что очень многое зависит от специалиста к которому попадет ребенок. Я сама была в такой ситуации, когда привела на собеседование своего ребенка при поступлении в инновационный детский сад. И честно говоря, не отдала туда ребенка только из-за психолога, ведь он потом бы работал с моим сыном. Именно поэтому нам родителям надо быть подкованными во всех вопросах. Конечно, проверить компетентность специалистов мы с вами не можем, на это есть другие органы. Но вот выбирать образовательное учреждение, задавать вопросы, спрашивать мнение других, чтоб принять верное решение в наших с вами силах.
      Помните, что собеседование проводится только с вашего согласия. В статье уже говорилось о том, что собеседование не может повлиять на зачисление вашего ребенка в образовательное учреждение.
      При знакомстве родителей с учителем, руководитель образовательного учреждения обычно предоставляет информацию о его образовании и опыте работы. Эта же информация должна быть представлена на сайте учреждения. Очень важно смотреть на учителя, который будет учить вашего ребенка. Ведь большая часть успеха ребенка зависит от личности педагога, его профессионализма.Также вы можете задать вопрос о том, как строится образовательный процесс, как проходят занятия, а как перемены.
      И помните, что все в ваших руках ;)

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Подготовка к школе: как помочь будущему первокласснику

В этом году мой сынишка должен стать первоклассником. Совсем незаметно подошло это ещё недавно казавшееся таким далёким время, когда твой...

Закрыть