Совместное чтение: Джон Грей «Дети с небес» Часть 6. Новые методы мотивировки

Совместное чтение: Джон Грей "Дети с небес" В этой главе автор подробно рассматривает очень простой и действенный метод побуждения детей к сотрудничеству – поощрение. В главе вы найдете множество примеров поощрений, требования, которым они должны удовлетворять (соответствие возрасту ребенка, требуемым от него усилиям, его интересам и т.д.), объяснение причины эффективности данного метода и многое другое.

Глава достаточно объемная, но я рекомендую прочитать ее полностью, чтобы лучше понять позицию автора. Несмотря на то, что Дж.Грэй отрицает сравнение метода поощрений с тактикой задабривания и элементарным подкупом, некоторые из приводимых им примеров недвусмысленно указывают на то, что между этими приемами гораздо больше общего, чем хотелось бы автору и всем нам. Именно поэтому я вслед за автором призываю вас использовать данный прием очень осторожно и только тогда, когда все остальные потребности ребенка удовлетворены или не могут быть удовлетворены здесь и сейчас по объективным причинам. Автор очень удачно сравнивает поощрение с десертом – если питаться только сладостями, то организм не получит всех необходимых ему для нормальной жизнедеятельности веществ. Точно также система воспитания, основанная на одних только поощрениях или даже просто на чрезмерном их количестве, не может быть эффективна, поскольку не дает ребенку всего необходимого для нормального развития его личности. Помните об этом, когда вы почувствуете эффективность применения метода поощрений и не поддавайтесь соблазну использовать его слишком часто.

Соглашаясь с автором, хочу также акцентировать ваше внимание на том, что самым лучшим поощрением является наше время, которое мы обещаем провести с ребенком желанным для него способом (сходить в парк, вместе приготовить пиццу, поиграть в футбол, почитать в 2 раза дольше перед сном, просто пообниматься и т.д.).

Домашнее задание:

1. Негативные и позитивные формулировки

Дополните предложенную таблицу своими собственными примерами и потренируйтесь в составлении позитивных формулировок. Помните, что после одной сказанной вами негативной формулировки вам нужно произнести минимум 3 позитивных формулировки, чтобы восстановить баланс. Понаблюдайте за собой в течение нескольких дней. Какое соотношение негативных и позитивных формулировок слышит ваш ребенок в течение дня?

Негативное замечание Как направить ребенка в позитивное русло
Ты меня не слушаешь. Пожалуйста, слушай меня внимательно…
С тобой не договоришься. Я хочу, чтобы ты… Делай то, что я говорю, пожалуйста.
Посмотри, как ты одет. Не наденешь ли ты голубую рубашку? Она очень хорошо смотрится с этими брюками.
Так у тебя ничего не получится. Давай‑ка посмотрим, нельзя ли сделать это иным способом.
Не будь дураком. Давай‑ка еще раз разберемся в этом повнимательнее.
Иди помедленнее. Не бегай. Иди, пожалуйста, помедленнее.
Ты снова не поставил книги на полку. Поставь, пожалуйста, книги на полку.
Не пой за обедом. Пожалуй, не стоит петь за обедом.
Не ной. Мне бы не хотелось больше об этом разговаривать.
Какой же ты эгоист! Я хочу, чтобы ты помнил о правилах хорошего тона.
 

2. Похвалы много не бывает.

Подумайте, за что вы могли бы похвалить своего малыша. Автор приводит некоторые примеры, вот они:

Молодец, ты поставил на полку все книги.

Какой у тебя порядок в комнате!

Ты у меня умница.

Это очень мило с твоей стороны.

Мне очень нравится, когда ты говоришь в помещении тихо, как сейчас.

Ты сделал очень хорошее дело.

Ты мне очень помог.

У тебя все прекрасно получается.

Ты сегодня вел себя очень вежливо — просто загляденье…

Не знаю, как бы я без тебя справился

С тобой очень весело играть.

Я тебя люблю. Такое удовольствие быть твоей мамой (твоим папой)!

Прекрасный ход!

Спасибо, что выслушал меня, не перебивая. Ты все сделал, как я сказала. Хорошая работа.

Сегодня ты очень ловко управляешься со столовым прибором.

Ты у меня такой трудяга!

Ты сделал все безупречно.

Ты — замечательный помощник.

Прекрасный рисунок. Мне очень нравится.

Смотри, что ты сделал, — это же просто великолепно.

Хорошо. Ты, как всегда, постарался на славу.

Ты ведешь себя за столом как настоящий джентльмен.

Сегодня вечером ты вел себя просто замечательно.

Я заметил, что ты охотно позволяешь другим детям поиграть твоими игрушками. Это очень хорошо.

Смотри‑ка, сегодня ты оделся без посторонней помощи.

Ты сделал это сам от начала и до конца.

Так приятно: стоит попросить тебя о помощи — и ты тут как тут.

Ты проделал огромную работу.

Ты мне сегодня целый день идешь навстречу. Спасибо большое.

Ты так ласково обращаешься с животными.

Спасибо за помощь. Я знаю: на тебя всегда можно положиться.

Ты сегодня замечательно выглядишь!

 

Напишите свой собственный список возможных фраз похвалы для своего ребенка. Например, я составила такой список по такому принципу: за что я могу похвалить ребенка сразу после пробуждения, перед завтраком, на кухне, во время сборов на прогулку, на прогулке и т.д.

В течение нескольких дней практикуйтесь в произнесении этих фраз – говорите их вашему ребенку и наблюдайте за его реакцией. Если почувствуете, что это будет полезно, можете даже поставить себе напоминалки в телефоне или положить в карманы записочки с подсказками.

Это упражнение будет особенно полезно тем, кто не привык слышать похвалу в свой адрес от своих родителей, коллег, начальства, от себя самих. Пусть поначалу эти слова будут казаться вам неестественными – очень скоро вы научитесь замечать самые маленькие достижения и проявления конструктивного поведения вашего крохи и говорить ему об этом. А это очень скоро скажется как на стремлении вашего ребенка к сотрудничеству с вами, так и на формировании его адекватной самооценки и уверенности в себе.

3. Примеры поощрений.

Вначале — примеры автора:

· Если ты, не мешкая, соберешь игрушки, у меня останется время, чтобы сыграть с тобой в карты.

· Если ты поможешь мне прибрать у тебя в комнате, у меня останется время поиграть с тобой.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

· Если мы сейчас вместе наведем тут порядок, то сможем потом вместе порисовать.

· Если ты подготовишь школьную одежду на завтра, у нас утром останется время для десерта.

· Если ты быстро оденешься, мы сможем после школы зайти в кафе.

· Чем быстрее ты соберешься, тем быстрее мы вернемся домой.

· Если ты перестанешь болтать, мы сможем вместе выгулять собаку.

· Если ты немедленно заберешься в машину, я найду время, чтобы вечером поиграть с тобой в мяч.

· Если ты сейчас же возьмешься за домашнее задание, мы сможем вечером устроить чаепитие.

· Если ты доешь овощи, то я куплю торт к ужину.

· Если ты сейчас же сядешь обедать, после обеда мы сможем попеть вместе.

· Если ты сейчас пойдешь домой, то позже сможешь поиграть в любимую игру.

 

СПИСОК ПООЩРЕНИЙ

· У нас останется больше времени, чтобы заняться чем‑то позже.

· Потом ты сможешь покататься на велосипеде.

· Мы сможем собрать букет для обеденного стола.

· Мы сможем вместе выгулять собаку.

· Мы поедим горячего шоколада.

· Мы устроим чаепитие.

· Мы поиграем в мяч.

· Мы побросаем летающую тарелку.

· Мы испечем печенье.

· Мы прочтем три сказки перед сном.

· Мы отправимся на пикник.

· У нас будет десерт.

· У нас будет время сходить на речку поплавать.

· Мы сможем спеть вместе.

· Твой товарищ сможет посидеть у нас в гостях подольше.

· Мы сможем прокатиться на машине.

· Мы вместе пойдем за покупками.

· Мы полазим по деревьям.

· Мы сможем сходить на качели.

· Мы сможем сходить в парк.

· Мы сможем полепить из пластилина.

· Мы порисуем вместе.

· Мы пойдем на прогулку.

· Мы успеем сыграть в карты.

· Мы сможем посидеть обнявшись.

· Мы сможем посмотреть такую‑то программу по телевизору.

 

Используя в качестве модели следующую фразу, составьте список возможных поощрений для вашего ребенка:

 

Если ты сейчас _____________________, то позже я _____________________.

 

Помните о том, что поощрения должны соответствовать ситуации, возрасту ребенка и тем усилиям, которые, как вы предполагаете, ему потребуется приложить, чтобы выполнить вашу просьбу. Также не забывайте о типе темперамента вашего ребенка при формулировке поощрения. Начните с простых просьб и действий и постепенно переходите к более сложным, требующим больше усилий от ребенка и более значимых поощрений для него. Для самых маленьких момент поощрения должен следовать сразу же за выполнением желаемого действия, детки постарше могут немного подождать – например, вы можете пообещать им какое-то совместное мероприятие в конце недели или даже месяца (в зависимости от возраста ребенка, его темперамента и значимости для него этого мероприятия) за то, что он будет в течение всего этого времени вести себя должным образом. Можно воспользоваться советом автора и сделать календарь «добрых дел» или выполнения обязанностей, в котором вы будете вместе отмечать успехи малыша.

 

В процессе подготовки материала к этой части книги у меня возникла идея сделать «мешок поощрений» — можно как-то красиво оформить его и записать разные виды поощрений на красивых листочках. Можно даже привлечь к этому делу ребенка, чтобы он знал, какие именно возможные поощрения хранятся в мешке. Затем можно использовать такую формулировку: «Если ты _______, то сможешь вытащить из мешка 2 (3-5-…)  поощрения. Мы пробовали применять что-то подобное с мужем. У каждого из нас была «коробочка» собственных обещаний и «коробочка» желаний партнера. Если ты выполняешь обещание, то можешь «требовать» выполнения своего одного желания партнером. Идея у нас как-то не очень пока прижилась – в основном, я думаю, потому, что желания и обещания мы записали очень уж глобальные – вроде «бросить курить», «свозить на море», «похудеть на 5 кг». Думаю, стоит придумать более реализуемые и краткосрочные цели-желания-обещания, и дело пойдет, в том числе — и в детско-родительских отношениях. Если кому-то из вас приглянется эта идея или, может быть, вы уже применяете что-то подобное, буду рада узнать о ваших впечатлениях в комментариях.

Если Вы попали на эту страницу случайно, но хотите продолжить совместные чтения с Клубом Увлеченных Мам, подпишитесь на нашу рассылку здесь, и каждую неделю Вам на e-mail будут приходить наши статьи и задания по обсуждению совместно прочитанной книги!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Совместное чтение

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Совместное чтение: Джон Грей «Дети с небес» Часть 5. Новые методы улучшения общения

В сегодняшнем уроке Дж.Грэй рассказывает о том, как можно помочь ребенку преодолеть его сопротивление путем идентификации его переживаний. По моему...

Закрыть