Совместное чтение: Эда Ле Шан «Что делать, если ребенок сводит вас с ума» Части 4 и 5

Совместное чтение: Эда Ле Шан «Что делать, если ребенок сводит вас с ума»Приветствую всех участниц совместного чтения. Сегодня пятница, а значит, пришло время обсудить новый отрывок из книги «Что делать, если ребенок сводит вас с ума» Эды Ле Шан. На этой неделе мы с вами читали четвертую и пятую часть книги и узнали о том, как правильно интерпретировать поведение ребенка и относиться к детским привычкам.  Вот, какие идеи из четвертой и пятой частей книги Эды Ле Шан «Что делать, если ребенок сводит вас с ума» затронули меня и заставили задуматься.

Самая первая глава четвертой части об интерпретации поведения ребенка дала мне много пищи для размышлений. В ней говорится о том, что истерики и капризы ребенка могут быть вызваны свойственной детям усталостью, граничащей с безумием.

Признаюсь, когда мой сын ведет себя подобным образом, я обычно игнорирую его капризы и предлагаю ему сказать мне о своих желаниях или проблемах по-человечески — то есть без криков и нытья. В принципе, это прием у нас работает, потому что я стараюсь выслушать ребенка и найти приемлемый вариант удовлетворения его актуальной потребности. Но вариант реакции, предложенный автором, мне кажется более человечным по отношению к ребенку и мне хочется его попробовать (хотя я надеюсь, случай для этого выпадет не скоро, все-таки такие эпизоды весьма утомляют). Если вы уже пробовали так реагировать на истерику (успокоить и попытаться помочь, признать, что понимаете, что малыш не может сейчас себя вести иначе и т.д.), поделитесь своими наблюдениями в комментариях!

Еще одна глава, которая зацепила мое внимание — «Если ваш ребенок грозится убежать». К счастью, в моем детстве таких желаний у меня не возникало, надеюсь, они не возникнут и у моего ребенка. Эда Ле Шан говорит о том, что такие угрозы говорят о том, что ребенку пора показать, кто главный, то есть четко обозначить границы дозволенного, дать понять, что уж убежать-то ему вы ни в коем случае не позволите. Пожалуй, я соглашусь с этой позицией, если речь идет о маленьком ребенке. Подростки, по моему мнению, в таком случае будут действовать «вопреки».

Вызвала вопросы и глава «Когда ребенок все время ноет». У моего сына иногда бывают приступы нытья —  по моим наблюдения, он копирует поведение кое-кого из своих одногруппников в детском саду. Как и в случае с истериками, я в таких ситуациях просто игнорирую его просьбы, пока он не начнет говорить своим обычным голосом. Иногда начинаю ныть в ответ, что неизменно вызывает смех сына и хорошо разряжает обстановку. В общем, действую абсолютно непедагогично, как выясняется. Автор книги предлагает сказать ребенку следующее:

«Знаешь, твой голос очень злит меня, так что давай подумаем, сможем ли мы установить, что на самом деле тебя беспокоит. Не думаю, что все дело в том, что ты хочешь, чтобы я тебе купила жвачку, вероятно, ты чем-то расстроен».

Каково? Я прямо чувствую себя на приеме у психоаналитика.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

А вот с пятой частью о привычках я полностью согласна. Действительно, устранять нужно не привычку, а причину, которая лежит в ее основе, а это, как правило, какая-то нереализованная потребность. Если устранять только следствие (привычку), то эта нереализованная потребность найдет другой, не менее неприятный, способ удовлетворения. Ребенок грыз ногти, вы стали мазать их специальным горьким лаком, он перестал их грызть, но стал ковырять в носу. Уж лучше попытаться выяснить, почему ребенок начал грызть ногти и помочь ему удовлетворить эту потребность.

Последнюю главу пятой части мне кажется стоит чаще перечитывать сторонникам раннего обучения с помощью карточек и прочих методов, неестественных для раннего возраста.

Вопросы для обсуждения:

1. Получается ли у вас реагировать на истерики, капризы, нытье и вранье так, как предлагает автор? Может быть, у вас есть свои эффективные способы поведения в этих ситуациях? Поделитесь в комментариях!

2. Какие идеи из четвертой и пятой частей книги вам показались наиболее близкими? Поделитесь своими открытиями и осознаниями.

В следующую пятницу, 20 марта, мы будем обсуждать две следующие части книги — шестую, «О дисциплине, наказаниях, запретах и не только о них» и седьмую «Братья, сестры, и умение общаться». Следите за рассылкой! 

Если Вы попали на эту страницу случайно, но хотите продолжить совместные чтения с Клубом Увлеченных Мам, подпишитесь на нашу рассылку здесь, и каждую неделю Вам на e-mail будут приходить наши статьи и задания по обсуждению совместно прочитанной книги!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Совместное чтение

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Анна

    Добрый день.
    1. Благодаря прочитанному, с истериками ребенка стала справляться лучше. Так как Настеньке 1,3 года, то на нее очень хорошо действует спокойный тихий голос мамы. Я просто стала понимать, что ребенок устал.
    2. Для побегов нам еще рановато. Но что касается меня, то на моем счету 3 побега из детского сада. Цель побегов: поехать к бабушке в другой город. Там было интереснее. В последний побег мне родители объяснили, что так делать не нужно, потому что они волнуются и переживают. Эти слова были ключевыми. И больше попыток уйти не было. Правда мне тогда уже было лет 5, поэтому слова и объяснения уже имели смысл.
    3. По поводу умных фраз из разряда «у психоаналитика». Если Вы не психолог, Вы в жизни не повторите такую витееватую фразу. А если и выучите, то ребенок Вам не поверит.Надо все тоже самое говорить своими словами.Тогда, я думаю, можно ожидать результат.
    4. С искоренением причин, которые лежат в основе привычек, согласна вполне. Вопрос только, как их выявить, если ты не психолог. Читаешь книгу, кажется все легко. Но когда начинаешь задумываться над процессом, то понимаешь, что так бы ты не подумал никогда.
    5.Я как оказалась не сторонница раннего обучения. Смотрела я на ребенка в 1-3 месяца и понимала, что она даже не смотрит в сторону предметов, которые висят у нее в кроватке. Интуиция меня не подвела, предметов я вывешивала не много (каруселька, да погремушка-гирлянда). А в сторону пирамидки она у меня даже смотреть не хочет, так что мне теперь «убиваться» по этому поводу. Не смотрит, значит, не интересно. Зато от книжек и пуговиц не оторвать.

    1. Марина Суздалева

      Анна, вот и не знаешь, то, что ты психолог — это больше минус (можешь сказать такую витиеватую фразу) или плюс (можешь докопаться до причины той или иной привычки ребенка) :) А если серьезно, думаю, это под силу не-психологам, а именно внимательным родителям, и приходит с опытом.

  2. Мария Визгалова

    Здравствуйте!
    1. Истерики- моя больная мозоль, я не умею на них реагировать. у меня или у самой начинается истерика, или обнимаю ребенка и успокаиваю, причем выполняя его требования. Вообще, с историками все не так просто. С одной стороны, да, причиной истерики может быть и усталость, и чувство голода (у моей дочки так бывает), а может быть и желание поманипулировать, если, конечно, взрослый позволяет собой манипулировать (в книге тоже эта мысль присутствует, только акцент на том, почему взрослые ведутся на манипуляцию). Соответственно, модель реакции на такие истерики должна быть разная, как мне кажется.
    2. Если ребенок говорит неправду, мы с мужем даем понять, что знаем о «неточностях». Но не виним и не ругаем. Такие ситуации у нас к счастью редкость. А в книге мне понравился момент о лжи во спасение. Потому что, как мне кажется, мораль это не только правила, но и любовь к людям. И да, дети берут с нас пример. Во всем. Поэтому воспитание ребенка-это в первую очередь воспитание самого себя. Имхо.
    3. Еще я обратила внимание на главу «Уснуть и видеть сны». Мне тоже кажется, что обилие информации, впечатлений и родительских ожиданий, не соответствующих возрасту, вызывают повышенную тревожность, проблемы со сном и иные расстройства у детей. Ведь люди современной цивилизации окружены в основном искусственными источниками информации, подчас действующих очень агрессивно. Это и телевидение, и радио, и развлечения и обилие общения ( интересная гипотеза у автора, что ребенок может кусаться от избытка социальных контактов), обилие развивающих игр и занятий. Я сторонник раннего развития, но я согласна и с посылом Эды Ле Шан, всего должно быть в меру :).
    4. Проблема нереализованных потребностей действительно проблема :). И дети изо всех сил пытаются добиться их реализации. А проще говоря, дети свое возьмут. И пусть берут :). А иначе, да, появляются всякие привычки, иногда неприятные для окружающих. Я согласна с Анной, определить причину на деле сложнее, чем прочитать книжку. Тут мне кажется, главное вдумчивое и внимательное отношение к ребенку. Потому что очень сложно обойтись без привычных реакций и слов на проблемное поведение.

    1. Марина Суздалева

      Интересная мысль о разных способах реагирования на разные типы истерик. Мне думается, если мы не позволяем собой манипулировать — мягко, но последовательно пресекая такие попытки со стороны ребенка, — то настоящая истерика все-таки может случаться только на почве усталости, голода и прочих объективных обстоятельств, которые ребенок не в состоянии самостоятельно преодолеть.

  3. Ирина

    1. Реагировать мне не всегда получается адекватно. В основном, проблема с сыном (ему сейчас 3,5, а дочери 1,3). Но я теперь поняла причину его нытья. Когда ему еще не было 2 лет, я была беременна. Беременность проходила тяжело, был сильный токсикоз. На руки я его брала уже гораздо меньше. Именно пробел моего внимания и заботы в период беременности и в первый год после рождения сестры теперь он восполняет нытьем. Когда знаешь причину, легче реагировать правильно.
    2.На счет режима — абсолютно согласно. Только сбились, сразу проблемы с поведением и засыпанием. А по поводу раннего развития… моё мнение. всему своё время. Мне понравилась мысль, что не нужно много требовать от ребенка и не ругать, если он в 2 года не цитирует Шекспира.
    Самая главная идея книги, по-моему, только внимание, любовь и забота помогут родителям. А еще нужно быть терпеливыми.

    1. Марина Суздалева

      Внимание и забота нужны детям любого возраста, поэтому никогда не поздно дать их малышу. Прекрасно, что вы нашли возможную причину нытья и можете спокойнее на него реагировать и больше внимания уделять сыну.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Совместное чтение: Эда Ле Шан «Что делать, если ребенок сводит вас с ума» Часть 3

Приветствую всех участниц совместного чтения, а также тех, кто только собирается к нам присоединиться. Сегодня пятница, а значит, пришло время обсуждения...

Закрыть