Совместное чтение: Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Урок 5. «Как слушать ребенка»

Совместное чтение: Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»Тема сегодняшнего урока не очень простая для понимания и применения на практике, но, действительно, необходимая. Прием активного слушания успешно применяется психологами и психотерапевтами и помогает их пациентам справиться с самыми тяжелыми эмоциональными проблемами. Мы с вами тоже можем помочь своим детям преодолеть различные эмоциональные переживания, при этом только укрепив наши взаимоотношения и повысив уровень доверия между нами. Обратите особое внимание на этот прием, потому что он одинаково полезен и в общении с взрослыми людьми.

 

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Задание первое.

Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Пока не думайте о вашем ответе.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

«Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка‑хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось». Огорчение, обида Ты очень расстроилась, и было очень обидно.
(Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!».
(Старший сын – маме): «Ты всегда ее защищаешь,говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь».
«Сегодня на уроке математики я ничего не понялаи сказала об этом учителю, а все ребята смеялись».
(Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча‑ашечка!».
(Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодняпервый написал и сдал контрольную!».
«Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!».

Задание второе

По сути, это продолжение первого задания. Запишите в третьей колонке ваш ответ на слова ребенка. Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предположению) он испытывает (см.образец).

Примечание. Правильные ответы к этому и предыдущему заданиям вы найдете в конце урока.

Вы можете дополнить левую колонку реальными примерами из жизни вашего малыша и попрактиковаться в формулировке ответов по методу активного слушания. Есть сомнения? Напишите в комментариях ваши примеры и ваши ответы.

Задание третье.

Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребенком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен… и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Поделитесь опытом применения приема активного слушания в ситуации реального общения. Как реагировал ребенок? Как чувствовали себя вы сами? Не прекращайте тренироваться в применении этой техники, и очень скоро вы заметите ее чудесные результаты.

Ответы на задания 1 и 2, урок 5.

1. Возможные ответы родителя:

2. Ты очень расстроилась и было обидно.

3. Тебе больно, ты рассердилась на доктора.

4. Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

5. Было очень неловко и обидно.

6. Ты испугалась, и чашечку очень жалко.

7. Здорово! Я вижу, ты очень рад.

8. Очень досадно…

Если Вы попали на эту страницу случайно, но хотите продолжить совместные чтения с Клубом Увлеченных Мам, подпишитесь на нашу рассылку здесь, и каждую неделю Вам на e-mail будут приходить наши статьи и задания по обсуждению совместно прочитанной книги!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Совместное чтение

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Елена

    У нас как раз сегодня был реальный пример переживания сыном того, что у него не каждый раз получается поймать мяч. Сначала несколько раз ловит хорошо и бросает мне, а потом перестает получаться. После первого же неудачного раза он начинает расстраиваться (видно по лицу), но ничего не говорит, бросаю опять, снова не получается поймать (мяч уже скользкий — играли в воде, может и он сам как-то расслабляется или просто устает) и он начинает плакать, идет ко мне обниматься. Раньше я бы задала вопрос Ты расстроился? Но сегодня решила испробовать метод )) Вот что говорила: Ты расстроился, что не получилось поймать мяч, я понимаю.
    И потом я немного говорила о том, что это нормально, что невозможно всегда все делать идеально, и люди имеют право ошибаться. Я тоже кстати не каждый раз ловила мяч, когда он мне бросал, и я не поддавалась :) Нужно ли пускаться в такие рассуждения? Или пока достаточно назвать его чувства? Может я неправильно реагирую, когда у него все получается? Я говорю «поймааал!» и иногда хлопаю ))) Может не надо так бурно? Марина, прокомментируйте, пожалуйста :)
    Действительно не очень привычно пока говорить в такой форме, так и хочется вопрос задать: ты устал, ты расстроился? и т.д. :) Будем практиковаться.

    1. Марина Суздалева

      Я думаю, положительная реакция должна быть, прежде всего, естественной. Если хочется аплодировать малышу, то почему бы и нет?
      Что касается «пускаться в рассуждения» — смотрите по реакции ребенка и все-таки старайтесь больше слушать.

  2. Елена

    Очень полезная глава!!! Обязательно возьму на вооружение этот приём. Моя дочка пока маленькая и ещё не умеет говорить о своих чувствах, зато у меня будет время «потренировать технику» активного слушания. Я думаю этот приём общения похож на то, как мы учим малышей языку, когда, например, комментируем его игру, озвучиваем свои действия, называем предмет на который укажет ребёнок и т п. Мне представляется, что активное слушание — это тоже самое, то только в области чувств. Я думаю, что этот приём научит ребёнка выражать свои чувства словами, а маму учит лучше понимать ребёнка, становиться на его позицию.

    1. Марина Суздалева

      Елена, совершенно верно. Одним приемом «убиваем» двух зайцев )

  3. Елена

    Похоже, у меня самой эмоциональная грамотность хромает… Сложно подбирать название эмоциям, даже понять, что человек чувствует в тот или иной момент — надо время: обдумать. А ведь в жизни приходится реагировать сразу, моментально. Надо тренироваться).
    У меня проблема с утвердительными ответами. Всегда хочется переспросить: тебе больно? ты устал? ты проголодался?
    И еще: лучше повторять то, что сказал ребенок, чтобы «активно слушать» или делать из его слов вывод и произносить его?

    1. Марина Суздалева

      Лена, тут главное — тренировка. Поначалу, действительно, эти фразы кажутся неестественными, но потом привыкаешь.
      Мне кажется лучше всего повторить, перефразировав слегка, и получив утвердительный ответ, уже озвучивать свои выводы — предположения. Думаю, очень важно получить хотя бы одно «да» в самом начале.

  4. Ирина

    Здравствуйте! Мой малыш еще мал (1год 7 мес.). Но активное «слушанье» применяю уже месяца 2. Конечно, это лишь озвучивание его чувств и эмоций. Я стараюсь озвучивать и свои эмоции/чувства на поступки ребенка.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Совместное чтение: Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Урок 4. «А если не хочет?»

Сегодня мы узнаем о причинах нежелания ребенка делать самостоятельно то, что уже вполне ему под силу, а также научимся «участвовать»...

Закрыть