Совместное чтение: Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Урок 6. «Двенадцать против одного»

Совместное чтение: Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Сегодняшний урок будет настоящим разоблачением для многих из нас. Мы узнаем, какие автоматические ответы мы с вами привыкли использовать в общении с собственными детьми и какую реакцию они обычно вызывают у наших маленьких собеседников. Безусловно, активное слушание ребенка требует гораздо больше усилий, чем автоматические ответы, но ведь мы с вами любящие мамы, а не автоматы! Давайте же работать над собой.  

  

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Задание первое

Попробуйте определить, к какому типу ошибочных высказываний относится ответ родителя (ключ см. в книге).

В помощь вам эта шпаргалка:

Автоматический ответ Примеры
Приказы, команды «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».
Предупреждения, предостережения, угрозы «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».
Мораль, нравоучения, проповеди «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых»
Советы, готовые решения «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По‑моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».
Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции» «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась – пеняй на себя».
Критика, выговоры, обвинения «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из‑за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!..»
Похвала (оценка) «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем»
Обзывание, высмеивание «Плакса‑вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!»
Догадки, интерпретации  «Я знаю, это все из‑за того, что ты…», «Небось опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь…»
Выспрашивание, расследование «Нет, ты все‑таки скажи», «Что же все‑таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?»
Сочувствие на словах, уговоры, увещевания «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет»
Отшучивание, уход от разговора «Отстань!», «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами!»

 

ДОЧЬ: Никогда не пойду больше к зубному!

МАТЬ: Не выдумывай, на завтра у нас талончик, надо долечивать твой зуб. (1)

ДОЧЬ: Я больше не выдержу. Знаешь как было больно!

МАТЬ: Не умерла же. В жизни часто приходится терпеть. А не будешь лечить, останешься без зубов. (2)

ДОЧЬ Тебе хорошо говорить, тебе так не сверлили! И вообще ты меня не любишь!

СЫН: Представляешь, я пропустил две последние тренировки, и тренер продержал меня сегодня в запасе.

МАТЬ: Ну, ничего, кому‑то там тоже надо сидеть, не ты, так другой мальчик; а потом – сам виноват. (3)

СЫН: Пусть другой сидит, а я не хочу. Это ведь несправедливо: Петров слабее меня, а его поставили играть!

МАТЬ: Откуда ты знаешь, что он слабее? (4)

СЫН: Знаю! Я один из лучших в команде.

МАТЬ: Я бы на твоем месте так не заносилась, надо быть более скромным. (5)

СЫН (с досадой): Да что с тобой говорить, не понимаешь ты…

Девочка пяти лет – отцу (плачет)

ДОЧЬ: Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой! Нога теперь болтается.

ПАПА Да, действительно. А как это случилось? (6)

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

ДОЧЬ: Откуда я знаю! Моя ку‑у‑колка!

ПАПА: Ну успокойся. Давай что‑нибудь придумаем.(7)

ДОЧЬ: Не могу‑у успокоиться, ку‑у‑колка моя…

ПАПА (радостно): О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом; симпатичный такой инвалидик. (Улыбается).(8)

ДОЧЬ(плачет сильнее): Не хочу представлять…Не смейся. Я убью его в следующий раз!

ПАПА: Что ты такое говоришь?! Чтобы я никогда таких слов не слышал!(9)

ДОЧЬ: Ты плохой, я пойду к маме. Ма‑аам, посмотри…

 

Задание второе

Сделайте то же, что в задании 1, на этот раз рассматривая рисунки: (см. в книге).

 

Задание третье

Понаблюдайте за своими беседами с ребенком, особенно в те моменты, когда у него что‑то случилось. Не узнаете ли вы в них некоторые типы высказываний из нашего списка? Продолжайте упражняться в активном слушании. Это самый главный навык, без овладения которым будет невозможно продвигаться дальше в наших уроках.

 

Задание четвертое

Попробуйте провести один день без слов критики или упрека в адрес вашего сына или дочери. Замените их фразами одобрения по любому подходящему поводу или без повода. Посмотрите на реакцию ребенка.

Добавьте к вашим 8 ежедневным объятиям хотя бы 4 фразы одобрения в день. 

 

Если Вы попали на эту страницу случайно, но хотите продолжить совместные чтения с Клубом Увлеченных Мам, подпишитесь на нашу рассылку здесь, и каждую неделю Вам на e-mail будут приходить наши статьи и задания по обсуждению совместно прочитанной книги!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Совместное чтение

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Евгения

    Уже пару дней тренирую себя в разговоре с детьми. Стараюсь СЛУШАТЬ… Сложно, но это действительно меняет ход беседы. и дочь (4,8г), и сын (2,8) раскрываются; появляется доверие в диалоге. Стали меньше капризничать и даже драться между собой. Посмотрю в выходные, когда все вместе дома, насколько поменяется поведение детей между собой. О конфликтах и ревности между детьми писала ранее.

  2. Елена

    Сегодня у нас был почти спокойный день, несмотря на то, что мы оба с Сергуней устали вечером! В моменты его расстройства по поводу того, что что-то не получается в игре, я называла ему эмоцию, обнимала, и игра продолжалась, а истерика так и не начиналась! Ура! И я заметила, что мне самой так легче , потому что когда я начинаю говорить «хватит ныть», «успокойся», «не переживай», я сама завожусь и нервничаю, потом испытываю чувство вины за то, что нервничаю ))) в общем замкнутый круг. А сегодня результат был «на лицо», и даже вечером на мое предложение пойти в кровать читать сказки вместо частого «нееееет, только играааать» я услышала «даааа!» )))) И даже не смотря на то, что в спальне у него открылось второе дыхание и он начал скакать, как обезьянка, я была спокойна и довольна жизнью, не нудила «угомонись», «хватит скакать, ложись», читала стихи, и вскоре заметила, что мое чудо дрыхнет )))

  3. Елена

    Ооо! Вот это начинается интересно. Я всегда считала, что правильно разговариваю и общаюсь с сыном — в меру назидательно, и в меру по-дружески… Оказывается, все не так.
    С похвалой будет сложнее всего. Как бы так сделать, чтобы проработать все свои ошибки?
    Задание 3 — будем тренироваться. В наших разговорах (моем обращении к сыну) присутствуют практически все ошибки, за редким исключением. Подозреваю, что в силу возраста (1.9)… и остальные ошибки могли бы прийти позже.
    Надо распечатать, повесить на кухне: и для мужа тоже.
    Задание 4 — завтра и начнем! Ни слова критики и нравоучений.)

    1. Марина Суздалева

      «Как бы так сделать, чтобы проработать все свои ошибки?» — как всегда, маленькими шажками. Бери по одной ошибке и работай над ней в течение недели. Потом следующую и т.д.

      1. Елена

        Марина, у меня появились вопросы:
        1. Если вместо «Ты молодец!» говорить «Я рада», «Мне нравится» и т.д. не приведет ли это к тому, что ребенок будет стараться угождать людям, расти услужливым?
        2. Надеюсь, в нашем возрасте (1.9) еще можно давать советы? К примеру, ребенок режет ножницами лист бумаги и пытается потом подставить палец между лезвиями. Неужели я должна ждать, когда ему станет больно, и не должна говорить: «осторожно, будет больно»? Или советы просто нужно в другую форму облекать?

        1. Марина Суздалева

          Лена, я стараюсь совмещать оба приёма. Например, говорю: «Смотри, как аккуратно мы раскрасил картинку. Ты очень старался. Очень красиво получилось, мне нравится, а тебе?»
          Советы можно давать в форме предположений: «Ножницы острые. Можно порезаться. Будь, пожалуйста, осторожен».

  4. Ирина

    Вот и ягодки! Тема этого урока актуальна для большинства людей. Шаблоны поведения, описанные в уроке, передаются из поколения в поколение. Хорошо, что сын еще мал (1,8). Есть возможность переключиться на «правильную похвалу» безболезненно.

    1. Марина Суздалева

      Да, Ирина. Признаюсь, и на меня именно эта глава произвела самое большое впечатление.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Совместное чтение: Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Урок 5. «Как слушать ребенка»

Тема сегодняшнего урока не очень простая для понимания и применения на практике, но, действительно, необходимая. Прием активного слушания успешно применяется...

Закрыть