Совместное чтение: Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Урок 7. «Чувства родителей»

Совместное чтение: Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Пришло, наконец, время поговорить и о наших с вами чувствах. Как быть, когда мы сами, а не ребенок, являемся «пострадавшим» или, попросту говоря, нас переполняют эмоции? Оказывается, существует несколько правил, которые помогут вам и в этих ситуациях сохранять теплые и уважительные отношения с ребенком. Сегодня мы узнаем об этих правилах и потренируемся в формулировке «Я-сообщений».

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Задание первое.

Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает «Я‑сообщению». (Ситуации и ответы см. в книге).

Задание второе.

Хочу напомнить, что используя «Я‑сообщение», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете, и именно такой интенсивности. Оказывается, это не так просто: мы привыкли думать о словах, которые надо сказать ребенку, а не о наших чувствах,  которые порой загоняем внутрь. В этом задании вам предлагается больше послушать себя. Сначала не думайте, что ответить ребенку, а попытайтесь дать себе отчет в том, что бы вы пережили в каждом из приводимых ниже случаев. Заполните сначала только столбец II.

Ситуация

Ваше чувство

«Я‑сообщение»

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко. Расстроилась, рассердилась
Сын‑первокурсник ходит в институт в дырявых джинсах. Отказывается носить другие брюки.
Ваша взрослеющая дочка влюбилась в «шалопая».
Вы входите в комнату (9‑й этаж) и видите вашего сына‑дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.
Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству.
Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил.
С работы должен прийти муж, вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается.

Задание третье.

А теперь, имея в виду то чувство (или чувства), которые вы записали против каждой ситуации, напишите в столбце III ваше «Я‑сообщение».

Например, в первой ситуации вашей фразой могло бы быть: «Меня сердит, когда дети не слушают, что им говорят!» Напомню, что слово «дети» здесь позволяет избежать выпада «ты».

Дополните предложенную таблицу реальными ситуациями из вашего опыта и потренируйтесь в формулировке «Я-сообщений». Хорошо, если вы сделаете это прямо в комментариях.

Задание четвертое.

Вы, наверное, уже догадываетесь, что в качестве еще одного задания я предложу вам использовать «Я‑сообщения» в разговорах с вашим ребенком. Успех обязательно придет к вам вслед за опытом. Напоминаю: сначала определите, у кого сейчас проблема; действительно ли она у вас? Вас переполнило чувство? Тогда назовите его самому себе. Теперь скажите о нем ребенку.

Расскажите о ваших результатах в выполнении этого упражнения на практике в течение 2-3-х дней. Что было особенно трудным для вас? Как реагировал ребенок на ваши слова?

Если Вы попали на эту страницу случайно, но хотите продолжить совместные чтения с Клубом Увлеченных Мам, подпишитесь на нашу рассылку здесь, и каждую неделю Вам на e-mail будут приходить наши статьи и задания по обсуждению совместно прочитанной книги!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Совместное чтение

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Евгения

    Думаю, что количество желающих писать комментарии уменьшилось не из-за того, что читать не успевают, а только из-за того, что прочитав урок, его надо еще и выполнить, и в жизни применить, понять; пропустить через себя. Для меня первые уроки были понятными и простыми в выполнении. Многое и делать не пришлось, т.к. дети очень развиты и самостоятельные. А вот с 5го урока началась работа над собой. Они для меня понятны, интересны, но пока трудны в применении. Плюс еще не каждую ситуацию можно сразу переложить на детей 4х и 2х лет, не говоря уже о более младших. Так что предлагаю продолжать выкладывать уроки и ждать…когда вся информация переварится. А в конце устроим блиц-опрос :). Большое спасибо за толчок к прочтению книги!

  2. Наташа Горбатенко

    Марин, я не успеваю читать в таком темпе, я только 4 главу прочитала. Согласна с Евгенией, ведь там еще и домашнее задание, над которым надо подумать. Раз в неделю будет замечательно!

  3. Марина Суздалева

    Хорошо, буду публиковать обновления в рубрике раз в неделю — по пятницам.

  4. Елена

    «Я-сообщения» — отличная вещь! Тренируюсь и тренировки дают результат. Например, сегодня мы всей семьей приехали домой очень уставшие и голодные, сели за стол, сын просит его кормить, и не просто просит, а прямо требует! Кричит «ещееее!», а я в это время в себя быстренько закидываю еду. Вскоре я поняла, что начинаю нервничать и сказала спокойным голосом «Сережа, я не люблю, когда меня торопят, я начинаю нервничать, а я ведь тоже голодная». Сережа перестал требовать, а потом и вообще сам поел :) Вот еще ситуация: Сережа катал меня на воображаемой машине, бегали по дому, потом я устала, села на диван. Сережа уже собрался захныкать, но ему сказала так: «Я понимаю, что ты хочешь еще поездить, но я немножко устала и мне нужно отдохнуть, а пока можно поиграть в какую-нибудь спокойную игру, например, собрать грузовик.» Все остались довольны. По-моему неплохо получается :)

    1. Елена

      Ну вот, хвалилась, хвалилась, а сама вчера не выдержала и накричала на сына :( Готовила еду, а он звал играть, я сначала спокойно объясняла, что нужно еду готовить, раза 3, на 4-й не выдержала и….настроение было у обоих испорчено до конца дня :( Потом пыталась объяснить, почему рассердилась, но начинала с «Я-сообщения», а заканчивала «Ты-сообщением»…Сегодня Сергуня плачет горькими слезами по малейшему поводу…Начинаем все сначала…В общем над собой еще работать и работать….

      1. Марина Суздалева

        Елена, я бы не связывала напрямую Ваш вчерашний «срыв» с сегодняшним поведением сына — может быть, он просто переутомился, заболевает, не выспался. Сделали выводы? Это хорошо, но не стоит себя винить, Вы ведь только учитесь. Кстати, сейчас я провожу тренинг «Уроки эмоциональной грамотности для детей и их родителей», и на днях наши участницы получили такое задание — в течение нескольких дней попробовать всегда отвечать согласием на приглашение ребенка поиграть, посмотреть, что он нарисовал и т.п. Это очень интересный эксперимент, если будет желание — рекомендую Вам тоже его провести.

  5. Ирина

    Ой! Думала, что только я такая медлительная! Согласна с участницами совместного чтения. Надо больше времени. Разобраться в себе — это самое трудное.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Совместное чтение: Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Урок 6. «Двенадцать против одного»

Сегодняшний урок будет настоящим разоблачением для многих из нас. Мы узнаем, какие автоматические ответы мы с вами привыкли использовать в...

Закрыть