Тайм-менеджмент школьника: первые шаги

Тайм-менеджмент школьникаРанее на сайте в статье «Организация дня первоклассника. Первый месяц в школе» мы уже слегка затронули тему эффективного управления временем на примере распорядка дня первоклассника обычной общеобразовательной школы. С тех пор прошло уже несколько месяцев, за это время мы с сыном продолжали потихоньку, шаг за шагом подбирать для себя и пробовать новые способы рационального управления свободным от школы временем – и сегодня хотим поделиться своими мыслями, приобретёнными навыками, полезными идеями.

Каждый родитель школьника мечтает, чтобы его ребёнок вырос организованным, собранным,  ответственным и успешным человеком. И цель вполне достижима, если с самых первых школьных дней приложить к этому максимум усилий.

Внутренняя организованность и эффективный режим дня

На мой взгляд, успех школьника в учёбе и эффективном проведении свободного времени во многом определяется его внутренней организованностью и самодисциплиной. И закладывать эти важные навыки необходимо с первого класса, с момента, когда ребёнок впервые переступает через школьный порог. Пусть он пока даже не понимает, что это такое и что ему нужно делать для этого, но в силах заботливых родителей закладывать постепенно, день за днём в своего первоклассника основы самодисциплины.

Что же такое внутренняя организованность школьника, и из каких факторов она складывается? В моём представлении это:

  • умение организовать свой день так, чтобы успеть хорошо и качественно сделать как можно больше дел (обязательных и всех остальных);
  • способность правильно расставлять приоритеты в делах и занятиях;
  • умение довести начатое дело до конца, не откладывая его на потом.

Согласитесь, очень непросто первокласснику выработать в себе эти важные навыки и умения. Без помощи заботливых взрослых здесь не обойтись. Как же мы, родители, можем помочь начинающему школьнику развить в себе внутреннюю дисциплину? Для этого не потребуется прилагать больших усилий, необходимо просто терпеливо, регулярными маленькими шажками приучать своего школьника к самоорганизованности, чтобы он простыми каждодневными действиями создавал для себя привычные ритуалы.

Утренние ритуалы

Самый простой и яркий пример этому – утренние ритуалы, то, как легко и быстро ребёнок «включается» в новый день. Надо научить своего школьника быстро подниматься утром (нам хорошо помогает в этом будильник, лёгкая негромкая музыка на телефоне и ранний отбой), без замедлений пройти через все обычные утренние процедуры (умыться, позавтракать, почистить зубы, заправить кровать), быстро одеться и собраться в школу.

Как показывает практика, не стоит будить ребёнка слишком рано – вполне хватает 30-40 минут, чтобы произвести все обязательные утренние процедуры. Пусть лучше подольше поспит – бывает, что эти дополнительные 15-20 минут утреннего сна очень важны для ребёнка в настрое на успешный день.

Главное, отладить этот каждодневный утренний рутинный процесс.  Большую роль здесь играет привычка – если изо дня в день мы будем просить ребёнка делать одни и те же действия за одни и те же промежутки времени, то эти действия станут для него привычными, и он начнёт их делать автоматически.

Знаю, что многие родители включают деткам во время завтрака телевизор или планшет с любимыми мультиками или передачами – на мой взгляд, это совершенно необязательный и даже ненужный ритуал. Он отнимает много внимания от самого завтрака, много времени (ведь мультик обязательно хочется досмотреть до конца), очень расслабляет ребёнка и не настраивает на деловой ритм.

Взрослым желательно заранее позаботиться о том, чтобы к подъёму ребёнка на столе уже стоял завтрак (лёгкий или полноценный, в зависимости от устоявшихся традиций в семье) – просто сел и поел, без лишних ожиданий и отвлечений на посторонние дела.

Организация дня  после школы

Заранее можно договориться с ребёнком, что после школы он может немножко погулять на школьном дворе с одноклассниками или возле дома (оговорите примерное время – скажем, 20-30 минут). Такие небольшие прогулки, на мой взгляд, просто необходимы после половины дня, проведённой за школьными партами в закрытом помещении, – ведь это свежий воздух, физическая разминка, положительные эмоции, внеурочное общение со сверстниками, да и просто смена деятельности.

Затем, по приходу домой, также желательно выстроить привычный распорядок дня. В первую очередь, совместно определяем, в какое время ребёнок делает уроки – сразу после школы или немного позднее, а затем уже планируем игровой досуг и прогулку.

У нас это сейчас, как правило, выглядит так. В школе в группе продлённого дня сын обедает, поэтому после небольшой уличной прогулки он сразу садится за уроки, чтобы успеть сделать все обязательные дела до вечерней секции или до прихода папы с работы (так мы изначально с самых первых школьных дней с ним договорились, что к приходу папы домашние задания должны быть готовы, и вечер у нас остался свободным для игр, прогулок и совместного досуга). Уроки сын делает с небольшими перерывами (на 5-10 минут) между предметами, то есть получается в 2-3 захода – так он сам распределил своё время и силы.

Мне нравится такая система организации выполнения домашних заданий – за один-полтора часа в спокойном ритме с включением игровых пауз делаются домашние задания, а затем уже идут спортивные тренировки, любимые увлечения и прогулки. Но к такому оптимальному для нас распорядку школьных будней мы пришли не сразу, для этого потребовалось несколько месяцев регулярной каждодневной работы с обеих сторон, ребёнка и мамы, — через капризы, через «не хочу», через «давай потом» или «ещё немножко поиграю и сделаю». Это большая внутренняя работа, прежде всего, для ребёнка.

Таким образом мы плавно подошли к такому важному аспекту организации школьного тайм-менеджмента как режим дня. Очень важно, чтобы у ребёнка постепенно выработался определённый, удобный, подходящий именно ему, и в, конечном итоге, эффективный  распорядок дня.

Элементы планирования

Планирование – ещё один важный момент, с которым обязательно нужно знакомить школьника как можно раньше. Что даёт ребёнку умение планировать свой день и своё свободное время? Вот несколько основных плюсов планирования для школьника:

  • умение грамотно расставлять приоритеты (и выделять из многочисленных дел самые важные и первоочередные);
  • умение находить время на разноплановые дела и занятия;
  • умение концентрировать внимание на каждом событии дня;
  • умение оптимизировать свои силы и время, чтобы успеть сделать за день как можно больше значимых для себя дел.

Для планирования мы с сынишкой используем несколько простых и доступных инструментов — план-календарь на месяц и блокнотик-ежедневник. Пока для сына этого вполне достаточно.

Ежемесячный план-календарь сынишка делает самостоятельно на обычных (иногда цветных) альбомных листах бумаги. Вернее, мы вместе в конце каждого месяца садимся делать такие календари – сынишка свой план-календарь, а я семейный календарь на предстоящий месяц. Он раньше всегда с интересом наблюдал, как я делаю такие календари, которые потом висят на холодильнике каждый месяц, и по которым мы ориентируемся в череде проходящих дней, чтобы не пропустить важные семейные события, дела и даты. Теперь сынок сам с удовольствием в конце каждого месяца отмеряет и чертит колонки (7 колонок по дням недели) и строчки (5 строчек по неделям) для своего ежемесячного календаря, проставляет даты и отмечает важные события на каждый день:

  • дни тренировок;
  • Дни рождения друзей и родных;
  • запланированные встречи с друзьями;
  • даты посещения культурных и спортивных мероприятий;
  • сроки сдачи книг в библиотеку и т.п.

Также в течение месяца продолжает заполнять календарь по мере появления новых событий. В конце каждого дня сынок проставляет в нём отметки-наклеечки о состоявшихся событиях – значит, дело выполнено и можно двигаться дальше. Висит план-календарь сына, также как и семейный, на холодильнике – говорит, что так ему удобнее. Получается, месяц расписан наперёд, перед глазами наглядная картина, как проходят его дни, наполненные разнообразными событиями и делами. Ребёнок учится планомерно распределять свои дела и занятия на каждый день. Всё, как  у взрослых – и это очень нравится деткам-школьникам. Кстати, регулярная подготовка таких план-календарей отлично помогает получить практические знания о временных понятиях (очерёдности месяцев, днях недели и т.д.).

Планировать свои дела на каждый день сыну помогает ещё и обычный небольшой блокнотик на пружинке. В него он кратко, одним-двумя словами после школы вносит записи о важных и интересных планируемых делах на сегодня, какие-то пометочки, что он хотел бы найти в Интернете, какую книгу полистать или в какую игру поиграть и т.п. Такой блокнотик компактный, легко перелистывается и складывается на одну сторону, поэтому удобен в использовании. Для меня такой блокнотик-ежедневник сына больше ассоциируется с напоминалочкой на каждый день. И также, как и план-календарь, выступает в качестве отличного доступного элемента планирования дня школьника.

Несомненно, привычка планировать свой день, неделю, месяц, приобретённая в раннем школьном возрасте, даёт огромные преимущества для успешного будущего ребёнка.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Хронологические ритмы

Не так давно для моего сына стала актуальной тема определения часового времени. И мне стало понятно, почему сын заинтересовался часами. В детском саду жизнь протекает по установленному ритму с утра до вечера, и деток не особо интересует, сколько сейчас часов, ведь мама с папой сами знают, когда забирать ребятишек из садика домой, или когда и насколько можно пойти погулять. В школе совсем по-другому. Дети проводят в школьных стенах всего полдня, а в остальное время они уже могут сами распоряжаться своим временем. Поэтому и хочется им поскорее научиться ориентироваться в движении загадочных стрелочек на циферблате и определять время, чтобы, опять же, планировать свой досуг.

Изучать время мы начали не с каких-то развивающих книжек и пособий, а обратились к самому подходящему для этого предмету – обыкновенным часам с циферблатом, которые хорошо помогают отслеживать и определять временной ритм дня. Пусть они будут небольшие, самые простые, компактные, но самое главное, чтобы на них были проставлены все цифры от 1 до 12 и все минутные деления.

Мы учимся примерно так. Скажем, сын приходит со школы и садится за уроки, я показываю ему на циферблате маленькую стрелку на цифре 3 и говорю, что сейчас время 3 часа дня (напоминаю, что маленькая стрелка показывает часы). Дальше следим за движением большой стрелки, которая показывает минуты: «Пока маленькая стрелочка медленно и незаметно двигается к следующему делению с цифрой, большая минутная стрелка быстро перемещается вперёд, ведь ей предстоит пройти целый круг через все деления – а это целых 60 минут! (1 час состоит из 60 минут)».

Сынок заканчивает первую часть уроков, и мы смотрим на часы — на сколько делений переместилась вправо и вниз большая стрелка. Например, она остановилась на цифре 4 – значит, прошло 20 минут (объясняю, что одно цифровое деление обозначает промежуток в 5 минут). «Сейчас ты отдохнёшь 10 минут (то есть ещё 2 деления с цифрами) и снова сядешь делать домашнее задание, когда большая стрелка окажется на цифре 6». Прошу сына самого отследить, когда пора снова садится за письменный стол. Вторую часть уроков сделали – снова смотрим на циферблате, сколько прошло минут по делениям с цифрами.

Объясняем и показываем дальше: «Вот большая стрелка прошла свой длинный путь по кругу и снова вернулась на цифру 12, а маленькая стрелочка остановилась на цифре 4 – значит прошёл один час (или 60 минут) и часы показывают 4 часа дня. Сейчас большая стрелка снова начнёт двигаться вправо и вниз, и когда она остановится на цифре 5 (это будет 25 минут) — мы начнём собираться на тренировку, когда она опустится на цифру 6 (будет 4 часа 30 минут) — нам надо выходить из дома».

Перед выходом из дома снова возвращаемся к часам и продолжаем разговор: «Тренировка будет продолжаться с 5 часов вечера до 6 часов 30 минут (показываем всё на циферблате), в 7 часов ты придёшь домой, мы будем ужинать, а потом время игр и отдыха». Затем вечером, после ужина поясняем следующий временной интервал: «Когда маленькая стрелка встанет на цифру 9 (значит в 9 часов вечера) – мы начнём готовиться ко сну. Так что иногда смотри на часы и наблюдай за движением стрелочек, чтобы знать, сколько времени ты можешь ещё поиграть».

Вот такими конкретными примерами и доступными объяснениями, постепенно, день за днём мы знакомимся с основными временными понятиями. И этот предметный способ оказался довольно эффективным. Теперь часики у сына всегда на столе перед глазами, и он по желанию сам вполне может контролировать и отслеживать оставшиеся промежутки времени на разные дела и занятия.

Действительно, очень хорошо, когда ребёнок-школьник умеет ориентироваться во времени – для него это отличное подспорье в приобретении навыков планирования и самодисциплины.

 Навыки самостоятельности

Когда ребёнок идёт в школу, для него наступает новый этап развития, формирования жизненных ценностей, приобретения навыков и умений. И очень важно именно с самого начала заложить в своего первоклассника значимые понятия, ценности, навыки, привычки. Навык самостоятельности я считаю одним из основных для младшего школьника. Какие практические навыки и умения он приобретёт с первого класса — с таким «багажом» он пойдёт и дальше. Поэтому очень важно с первых школьных дней приучать своего ребёнка к самостоятельности во всём, к порядку в своих вещах, к умению позаботиться самому о себе в любой ситуации.

Первое время, как правило, самостоятельные навыки даются непросто, особенно когда рядом с первоклассником всегда находится взрослый, который во всём поможет. Но лучше постепенно отстраняться и давать возможность своему школьнику привыкать всё делать самому.

Это касается самых разных  ситуаций. Например, собрать с вечера на завтра рюкзак в школу. Поначалу я помогала сыну собирать учебники и тетради, проверять пенал, аккуратно укладывать всё в ранец, но постепенно начала перекладывать большую часть действий на сына. Сначала просто диктовала ему предметы на завтра, а он сам собирал учебники и тетради и под моим присмотром складывал их. Затем, когда в школе детки уже сами стали заполнять дневники, я полностью доверила сбор рюкзака ребёнку: он сам читает в дневнике расписание на завтра и всё остальное тоже делает самостоятельно. И сыну этот процесс нравится – вижу по нему.

Или другое рутинное действие — по приходу домой раздеться и аккуратно повесить на плечики школьную форму и рубашку. К этому тоже надо терпеливо и планомерно приучать деток, особенно мальчиков. Ведь для них огромный труд одновременно справиться с непослушной одеждой и коварными плечиками, которые так и норовят выскользнуть из рук. Но, как показывает практика, этот навык также со временем достижим.

Комфортное рабочее место

Напоследок мне хотелось бы остановиться на ещё нескольких, на мой взгляд, важных моментах, которые касаются организации рабочего места школьника. Ведь от удобства и комфорта школьного уголка во многом зависит положительный настрой ребёнка на учёбу, а также его внутренняя организованность – когда порядок вокруг, то и в голове всё, как правило, разложено по полочкам. На сайте уже давались профессиональные рекомендации по поводу организации школьного рабочего места – можно почитать здесь. Сейчас мне хотелось бы небольшими штрихами поделиться несколькими практическими моментами, как сделать уголок школьника удобным и комфортным для учёбы.

Свободный  стол

Самое главное правило, к которому мы с сыном пришли на практике, – на письменном столе во время выполнения домашнего задания не должно быть ничего лишнего и отвлекающего от учёбы. Лишь самые необходимые предметы, например: лампа, подставка с канцелярскими принадлежностями, подставка для книг, лоток для тетрадей и учебников.

Бывает, что ребёнок в свободное время садится за стол позаниматься творчеством или любыми другими делами, само собой на столе многое раскладывается и порой так и остаётся лежать стопочкой до завтра. Такого не должно быть – надо обязательно приучать ребёнка сразу убирать всё по местам с письменного стола после занятий. Когда садишься делать уроки – стол должен быть свободным. Это очень важно! Лишние предметы на столе отвлекают внимание, сковывают движения во время письма, мешают и создают неудобства при одновременном размещении на столе учебника, тетради, каких-то памяток и т.п.  Только удобное и комфортное пространство письменного уголка располагает школьника к лёгкому и быстрому выполнению домашнего задания.

Полочки для учебников и тетрадей

Для экономии рабочего пространства желательно учебники и тетради размещать на книжной полке над письменным столом или рядом с ним в зоне доступности ребёнка (то есть не очень высоко). Но если нет возможности повесить такую полку на стене, то можно воспользоваться широкими и глубокими вертикальными пластиковыми лотками для бумаг. Именно такой лоток стоит на письменном столе моего сына в правом углу и совершенно не мешает рабочему процессу.

Плюсы таких лоточков в том, что они очень вместительные (в первом классе учебников и рабочих тетрадей немного, поэтому пока нам хватает одного лотка), компактные (занимают минимум места), удобные (учебники и тетради стоят в них вертикально, поэтому их удобно вынимать и ставить на место).

Удобный стул

Как оказалось на практике, момент выбора комфортного стула или кресла для школьника также очень важен. Поэтому чтобы избежать возможных серьёзных проблем с позвоночником ребёнка и осанкой, со зрением, с приобретением неправильных письменных навыков, да и просто для комфортного и желанного пребывания вашего школьника за его письменным столом, стоит обязательно позаботиться о хорошем эргономичном детском кресле или стуле. Пусть это будет стоить определённых затрат, но это нужный вклад в здоровье ребёнка и его успешную учёбу.

Такими мыслями мы хотели поделиться сегодня. При подготовке статьи я основывалась лишь на нашем личном с сыном опыте овладения непростым искусством эффективного управления временем в условиях школьной жизни. Что-то у нас получается уже хорошо, над чем-то мы продолжаем трудиться и пытаемся применять, но самое главное, мы вместе стремимся к тому, чтобы каждый прожитый сыном-школьником день приносил ему радость и удовлетворение. Мы часто общаемся с сынишкой  после школы о том, как нам лучше сегодня построить свой день, чтобы многое успеть сделать, определяем значимость и обязательность каждого запланированного занятия. И даже иногда вместе расстраиваемся, если что-то пошло не так в планах и на что-то важное у сына не хватило времени, обязательно пытаемся понять, почему так произошло.

Мы будем очень рады вашим комментариям, мыслям, мнениям по поводу эффективной организации свободного времени деток-школьников! Возможно, вы захотите поделиться своим опытом построения системы школьного тайм-менеджмента – с удовольствием почитаем!

Нажимайте на кнопочки соцсетей – возможно, для ваших знакомых эта тема также окажется интересной и важной!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Обмен опытом

Автор: Светлана Мельникова

Все статьи автора

Увлеченная мама 6-летнего сынишки Глеба. "Делаю все возможное, чтобы в жизни моего ребенка обязательно присутствовали увлекательные открытия, подвижные игры, задачки для ума, добрые истории и немножко волшебства. Уверена, что в наших силах направить каждую минутку общения с детьми во благо развития их умственных и познавательных способностей".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Елена

    Светлана, и снова приветствую вас! Рада видеть вашу новую статью.
    Это очень важно, что вы закладываете в ребенка навыки именно самодисциплины, чтобы сын приучался сам выполнять многие действия. А то ведь бывает, что родители бегают за ребенком, постоянно много всего за него делают, а потом удивляются, почему он такой несамостоятельный и неорганизованный. Потому что не была заложена в своё время самодисциплина, которая впоследствии окажет огромное влияние на на навыки самоорганизации в жизни, на результаты учёбы. Ведь одно дело, когда родитель требует от чада прилежно учиться, и другое дело — когда ребенок хочет этого САМ, стремится к этому, исходя из своих внутренних побуждений.

    1. Светлана Мельникова

      Елена, я тоже очень рада слышать Вас) Какие верные слова Вы говорите! Согласна полностью. И хоть путь к самостоятельности ребёнка не очень лёгкий, но вполне осуществимый.

    1. Светлана Мельникова

      Татьяна, мне очень приятно, что наш опыт оказался для Вас полезным.

  2. Ольга

    Очень интересная и полезная статья.спасибо за свой опыт.мне вот ещё интересно при выборе рабочего места вы остановились на столе или компьютерный стол.ведь информатика сейчас со второго класса

    1. Светлана Мельникова

      Ольга, спасибо за добрые слова. Что касается стола, то у сына сейчас обычный компьютерный стол с тремя компактными и вместительными выдвижными ящиками с правой стороны внизу. Этот стол — часть детского гарнитура (есть ещё кровать с полками наверху и шкаф для одежды), который мы устанавливали в комнате сына ещё пару лет назад на перспективу. Мы пока убрали снизу стола выдвижную полочку для клавиатуры, чтобы не мешала ножкам. И приобрели хороший регулируемый по высоте стул офисного плана. В принципе, сыну комфортно и удобно заниматься сейчас за своим рабочим местом.

  3. Марина Суздалева

    Света, а расскажи, пожалуйста, какой именно стол и стул у Глеба. Я присматриваюсь к растущему стулу конёк-горбунок, но смущает его внешний вид и кажущаяся громоздкость. А со столом вообще непонятно. Если стул будет регулируемый, наверное, стол может быть самый обыкновенный?

    1. Светлана Мельникова

      Марина, я выше в комментарии Ольге уже рассказала немного про наши стол и стул. Я подумала, что можно добавить в статью фото школьного уголка Глеба, если ты не возражаешь) Тогда будет наглядно и понятно. Да, на мой взгляд, проще сразу приобрести обычный письменный или компьютерный стол и подобрать для ребёнка удобный регулируемый стул — тогда исчезнут все вопросы и сомнения о нужной высоте стола и подборе какого-то трансформируемого стула.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Система тайм-менеджмента «1+1+1». Ключи к счастью и успеху в материнстве

При создании теоретических баз воспитания, развития ребенка, его здоровья, а также при создании каких-то баз знаний в других сферах своей...

Закрыть