Тематическая прогулка «Поезд»

тематическая прогулка поездЯгоды, пляж, ромашки — не каждому городскому жителю удастся насладиться летними прелестями по полной программе. Но даже если вы проводите лето с ребенком в черте города, это совсем не повод, чтобы отказать себе и крохе в удовольствии совместных увлекательных тематических прогулок. Именно такие темы — доступные для проведения и на даче, и в городе — мы старались подобрать для нашего «Самого-самого лета«, ну а теперь участницы нашего проекта продолжают традицию.

Сегодня предлагаем вашему вниманию сценарий тематической прогулки «Поезд», которым поделилась с нами Елена Карнаухова.

Сценарий тематической прогулки «Поезд»

На прогулке пригодится:

  • мелки
  • совок
  • полиэтиленовые пакетики (по количеству деток)
  • ножницы
  • геометрические фигуры (можно вырезанные из картона)
  • коробочки из под сока/чая и т.д., пластиковая бутылка
  • веревочки для сцепления вагончиков
  • бутылка с водой

Загадки

Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой (поезд)

Каждый день туда-обратно
Возит грузы аккуратно.
В дождь, метель, жару, мороз
Мчит трудяга — … (паровоз)

Эта лесенка лежит,
А паровоз по ней бежит.  (железная дорога)

Две стальные Чудо-Нити
Протянул Путестроитель.
Нити свяжут города,
Мчат по Нитям поезда. (рельсы)

После того, как все загадки отгаданы, самое время сыграть в поезд. Пусть взрослый будет паровозом, который будет вести состав из детишек, задавая скорость и направление. Обязательно издавайте соответствующие звуки гудка и стука колес.

Если деток несколько, можно провести игру на знакомство.

Участники игры стоят лицом в круг. Водящий, подходя к любому из ребят, начинает игру словами: «Я – веселый паровозик, меня зовут…., хочешь быть моим вагончиком?». Человек, к которому подошли, говорит свое имя, присоединяется к паровозику, и они вместе прыгают вперед 3 раза, громко повторяя имя нового вагончика. Игра продолжается, пока вагончиками не станут все ребята (если количество играющих большое, то становятся одновременно «вагончиками» ребята с одинаковыми именами.

Наблюдения, опыты, эксперименты
После игры в поезд сядьте и порассуждайте (выслушайте все версии детей на ваши вопросы и дополните ответы в случае необходимости):

  • Кто уже ездил на поезде? Было ли интересно? Что запомнилось?
  • Из чего состоит поезд? (Локомотив/паровоз)
  • По чему ездят поезда? (рельсы)
  • Зачем нужны поезда? (перевозить грузы и пассажиров)
  • Если поезд везет людей, как он называется? (пассажирский) А люди? (пассажиры)
  • Куда приезжают поезда? (вокзал, станция)
  • Если поезд везет грузы, то как он называется? (грузовой)
  • Какие грузы, куда и зачем могут возить поезда? Тут, конечно, ответы детей и ваши дополнения должны быть в области интересов и знаний ваших детей. Но обязательно расскажите что-то новое.

Например, что есть:

  • цистерны, которые возят жидкие грузы (например ГСМ);
  • почтовые вагоны, которые перевозят почту, зачастую не останавливаются на станциях, чтоб забрать почту, потому что они оборудованы специальными устройствами, которые позволяют забирать мешки с почтой на полном ходу;
  • вагоны-холодильники, которые перевозят продукты питания, а чтобы они не испортились, вагоны оснащены резервуарами, в которые загружают лед.

И есть еще много интересного — вагоны для перевозки автомобилей, для перевозки животных и т. д.

Следующее, чем предлагаем заняться, — сформировать поезд самим. (Про вагоны можно рассуждать в процессе погрузки вагонов, чтобы не затягивать занятие). Для этого заранее нужно подготовить несколько коробок. Например, пусть это будут коробки из-под чая. Обклеиваем их белой бумагой и приклеиваем обозначение (мы вырезали из старых рабочих тетрадей и журналов) того, что нужно будет загрузить в этот вагон (фото песка, камней, бревен). Также нужно проделать в коробках отверстия на одном уровне, чтобы можно было сцепить вагоны между собой. Можно из пластиковой бутылки сделать цистерну. Бутылку обрезаете и также делаете отверстие для соединения с другими вагонами. Наполните ее водой каким-нибудь необычным способом. Например, переливая воду кулинарным дозатором (шприцем) из другой тары.
Также, приложив фантазию, можно сделать локомотив, к которому позже прицепить ваши вагоны. После по очереди показываем вагоны и предлагаем отгадать, что нужно загрузить в вагон. После того, как все вагоны будут загружены, предложите сформировать состав, соединив локомотив и вагоны между собой веревками. Заодно покажите или закрепите мастерство завязывания узлов.

загружаем вагоны

Можно даже попробовать повозить поезд самим за длинную веревочку.

Чтобы не готовить заранее и не нести ничего на прогулку, можно просто нарисовать вагоны на асфальте мелом и также предложить загружать вагоны — в один положить камни, в другой веточки, в третий песок/цветочки/листочки и т. п.

Подвижные игры
Для проведения игры можно предварительно посмотреть книгу или другие материалы, из которых можно узнать, какие бывают разновидности поездов. Предлагаем детям превратиться по очереди в каждый из поездов. Суть игры в том, что по команде ведущего дети бегают в соответствии с тем, какой  вид поезда был назван. Заранее рассказываем обозначения детям:

— пассажирский поезд (просто бежим),
— монорельс (руки поднимаем вверх, имитируя, что держимся за рельс над поездом),
— скоростной поезд (бежим быстро и только прямо, потому что рельсы для такого поезда прокладывают максимально прямые, без поворотов),
— грузовой (идем медленно  и тяжело, выпуская пар),
— метро (бегаем, согнувшись).

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

Чередуем виды поездов произвольно.

 Творчество

Предварительно предлагаем поговорить о том, что поезда ходят только по рельсам. Порассуждать, почему и зачем (по рельсам легче и, раскачиваясь, поезд набирает/сохраняет скорость + современные поезда движутся за счет тока, идущего по рельсам). 

Немного рассказываем о том, как делаются рельсы (ровняют почву, делают насыпь, укладывают шпалы, а сверху рельсы). Далее предлагаем поработать монтером путей. Попутно в игре рассказываем, что на железной дороге работает много специалистов (монтеры путей, машинисты, проводницы, стрелочники и т.п.).

Итак. Для начала дети будут работать монтерами. Для этого предлагаем нарисовать рельсы песком. Для этого заранее готовим полиэтиленовые мешки, насыпаем в них песок, прорезаем дырочку и через нее насыпаем на рельсы, которые лучше обозначить мелом заранее. Желательно пути нарисовать таким образом, чтоб они местами расходились, сходились и пересекались. Это нужно для дальнейшей игры. Также нужно найти прутики, которые будут имитировать перевод стрелок и шлагбаум.

рельсы из песка

Игра рассчитана на 5 участников (привлекаем взрослых). Заранее можно приготовить карточки для распределения ролей (минимум 2 поезда, семафор, шлагбаум, стрелочник и пешеход).

И снова играем в поезд — по нарисованным путям пускаем два поезда и регулируем их движение. Тут же рассказываем, что поезда, как машины, двигаются по правилам. Есть семафоры, которые регулируют движение, чтобы поезда не столкнулись. Семафор очень похож на светофор, только у него не три цветовых сигнала, а два. Есть стрелки, чтобы направлять поезда на соседние пути. Есть пешеходные переходы.

Дозируйте информацию с учетом особенностей  и интересов ваших деток.

Далее предлагаем разыграть сценарий по движению поездов. Семафор будет регулировать движение, пропуская поезда по очереди. Стрелочник будет переводить стрелки, чтобы направлять поезда на соседние пути в местах, где сходятся рельсы. Можно предложить нашим поездам представить, какие они — грузовые или пассажирские — и довезти до конечной станции, например, бревна или пассажиров. А можно сделать промежуточные станции, на которых ваши поезда будут разгружать бревна и брать с собой в дорогу, например, траву для животных на выдуманной ферме на конечной станции.

Для  объяснения правил безопасности на дороге можно поиграть в пешехода и поезд. Семафор будет регулировать движение, а шлагбаум пропускать пешехода только тогда, когда поезд проедет через переезд. Нужно рассказать, что на путях нужно быть предельно осторожными:

  • Переходить железную дорогу нужно только в специально отведенном месте – там, где есть специальный настил.
  • Стоять на краю платформы очень опасно — может затянуть под проходящий поезд.
  • Если переходишь дорогу там, где нет шлагбаума, нужно обратить внимание на семафор.

Игру следует корректировать в зависимости от количества и возраста детей.

Сенсорика
Предлагаем прослушать звуки разных видов транспорта и угадать среди них звуки поезда (гудок, сброс пара, стук колес, чередуя их со звуками движения машины, взлета самолета, сигналом машины, гудком парохода, звуком мотоцикла и т.п.)
Звуки лучше прослушать реалистичные с любого носителя (приготовив заранее подборку из интернета). Если нет такой возможности, можно взрослому самому просто изображать звуки.

Интеллектуальные игры

Предлагаем построить поезд и посчитать вагончики. Мы на прогулке использовали магнитные поезда. Можно просто нарисовать поезда на асфальте мелом. Рисуем поезда с разным количеством вагончиков один над другим, чтобы деткам было удобнее их сравнивать. Затем предлагаем сравнить, какой поезд длиннее и на сколько вагонов? Затем спрашиваем, что нужно сделать, чтобы поезда стали одинаковыми по количеству вагонов? (дорисовать недостающее количество короткому поезду). Так как мы работали с магнитным поездом, то рассмотрели два варианта (добавить недостающие и убрать лишние длинному поезду).

Предлагаем деткам построить поезд по образцу — например, из геометрических фигур. Фигуры можно вырезать заранее из цветного картона. Или можно использовать конструктор. Строим (составляем) произвольно паровоз и просим деток сделать точно такой же.

По дороге с прогулки

Спросите ребенка, что ему понравилось больше всего на сегодняшней прогулке. Что было самым легким, что самым сложным, что самым интересным. Что бы он еще хотел узнать о поездах и железной дороге. А еще лучше, если ребенку интересна тема, и он не слишком устал, и если в вашем населенном пункте есть ж/д вокзал, сходите с ним туда (для этого прогулку можно провести недалеко от вокзала).

Здесь ребенок увидит то, о чем мы говорили на прогулке. Если посчастливится, посмотрите, как прибывает поезд, как сцепляют вагоны. Порассуждайте о том, почему пассажирские вагоны приезжают на те пути, которые ближе к вокзалу, а грузовые — на более отдаленные пути. Обратите внимание ребенка на то, чем отличаются пассажирские и грузовые вагоны. Посмотрите места, где сходятся/расходятся рельсы (лучше с моста). Если по таким путям идет поезд, попробуйте угадать, на какой путь он повернет. Если рядом есть надземный переход — мост, обязательно поднимитесь туда. Сверху все видно лучше, да и ребенку будет интересно смотреть, как под ним проходят поезда. Обязательно послушайте, как поезд спускает пар, как стучат колеса, как гудит паровоз. Если нет возможности совместить прогулку с визитом на вокзал, рекомендую не откладывать в долгий ящик и познакомиться с вокзалом в ближайшие дни после вашей прогулки. Будьте внимательны, чтобы ребенок не испугался. Поезда все же большие и шумные. Но если все пройдет спокойно, обещаю вам много эмоций от знакомства с поездами.

Автор: Елена Карнаухова

Понравилась прогулка? Поблагодарите автора и обязательно поделитесь рассказом о вашей прогулке по сценарию Елены в комментариях!

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

Автор: Клуб Увлеченных Мам

Все статьи автора

Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей "Клуба Увлеченных Мам".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Тематическая прогулка «Ежик»

Ну что же, лето продолжается, а значит, должны продолжаться и самые-самые увлекательные тематические летние прогулки! Сегодня мы дарим вам еще один...

Закрыть