Тематическое занятие «Облака»

Тематическое занятие ОблакаСовсем скоро придет настоящая весна. Ветер унесет с неба серую пелену, и по небу поплывут большие белые облака. Эти облака являются для меня одним из самых ярких признаков, что весна наконец-то наступила, и совсем скоро лето. Недавно нам с младшим сыном Максимкой (ему сейчас 2 года 1 месяц) случайно попался на глаза мультфильм «Трям, здравствуйте», и сынишке очень полюбилась песня «Облака – белогривые лошадки». Поэтому в ожидании весны, мы решили поиграть… в облака.

Думала, получится тематическое занятие, а так увлеклись, что играли несколько дней. Очень много было у нас подвижных игр и творческих занятий, читали стихи и сказки про облака, были занятия на развитие мелкой моторики и интеллектуальное развитие. Это тематическое занятие подойдет для детей от 1,5 до 3-х лет. Смотрите сами.

Максим уже привык, чтобы все, что я ему говорю, было еще и визуализировано: картинками, жестами, пальчиковыми играми. Он и сам пытается общаться и играть также: подкрепляет свои или мои слова игрушками, картинками, жестами. Поэтому в наших играх всегда очень много таких вот наглядных подкрепляющих моментов. И еще Максим очень подвижный ребенок, поэтому я стараюсь вставлять подвижные игры там, где это только возможно.

1 день

Прыгаем по облакам (подвижная игра + счет)

Наш день начался с того, что еще раз пересмотрели мультфильм «Трям, здравствуйте».

После просмотра мультфильма побегали – попрыгали по облакам, которые я заранее вырезала из листов белой бумаги и бумаги пастельных тонов:

  • бегали по облакам просто так;
  • выбирали облако конкретного цвета и прыгали на него;
  • нарисовала на облаках цифры, и перескакивали с облака на облако в порядке возрастания и убывания цифр (можно на облаках нарисовать буквы и «пропрыгивать» слова).

Использовали песенку «Облака – белогривые лошадки» и стихотворение О. Шамшуриной:

Нагостившись в дальних странах,
К нам спешат издалека
Рассказать об океанах
Кучевые облака.

Откуда берутся облака (интеллектуальное развитие + подвижная игра)

Рассказала Максимке, откуда берутся облака:

Крошечные капельки воды из луж, речек, моря поднимаются в воздух и там соединяются, так получается облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю – идет дождь.  Капельки из лужи, побывав в небе, снова оказались на земле. Так происходит круговорот воды в природе.

И сразу обыграли круговорот воды в природе. На пол постелила кусок голубой ткани – это лужица (речка, озеро, море и т.д.):

Мы с тобой капельки воды в лужице. (Сидим на корточках на куске ткани.)

Ярко светит солнышко, капелька из лужи превратилась в пар и поднимается вверх-вверх. (Встаем, поднимаем ручки вверх и тянемся).

Высоко – высоко мы превратились в облако и ветер нас уносит. (Качаем руки из стороны в сторону.)

Ой, сейчас из облака пойдет дождик. Как-кап-кап. Летим – летим, упали на землю. (Опускаем руки и опускаемся на корточки).

Какие бывают облака (интеллектуальное развитие + сенсорное развитие + подвижная игра)

Закрепляя, откуда берутся облака, поиграли с окошками в книжке  «Наша погода» из серии «Зачем? Отчего? Почему?».

Book Our weather

Там же посмотрели, какие бывают облака, и на что они похожи:

  • перистые – на перышки;
  • кучевые – на большие комки ваты, на барашков;
  • слоистые – на большое покрывало, которое накрывает все небо, и приносит долгий дождь или снег.

Сразу же обыграли виды облаков – на синем мате сделали разные виды облаков:

  • перистые – из перышек;
  • кучевые – из больших комков ваты;
  • слоистые — из белой простыни.

Изображаем виды облаков

Потрогали их. Поиграли в ветер: пытались сдуть их сами, потом феном.

Снежное облако (интеллектуальное развитие + сенсорное развитие + подвижная игра)

Опять же воспользовались картинками из книжки. Объяснила Максимке, почему, когда на улице холодно, из облаков идет снег:

Иногда бывает на улице так холодно, что капельки воды замерзают и превращаются в маленькие льдинки. Льдинки слипаются между собой, и получаются снежинки. Снежинки падают вниз на твой носик и на твою ладошку, на все вокруг.

Максим превратился в снежное облако. Он забирался на турник и оттуда кидал снежинки. Мы в качестве снежинок использовали снежинки из ткани (они у нас используются в самодельной тактильной игре «Живое дерево»), можно взять вату или вырезать снежинки из бумаги.

А потом отправились делать свои облака.

Поделка «Облака на небе» (творческое развитие + развитие мелкой моторики + сенсорное развитие)

Нам понадобилось:

  • лист голубого картона;
  • вата (или белые бумажные салфетки);
  • клей ПВА.

Сначала просто делали облака из кусочков ваты на листе картона и сдували их ветерком. Потом нарисовали на картоне клеем ПВА контур облаков и приклеили наши облака. Обратила внимание Максима на то, что теперь ветер не может сдуть наш облака, и они от нас никуда больше не уплывут.

Лего–облака

Строили из конструктора Лего DUPLO фигурки животных и вещей, пускали их плыть по небу (синему мату). Попробовали сдуть феном – не получилось. Тогда Максимка решил поиграть в свою любимую игру: превратился в ураган и разметал все облака (разломал фигурки).

Тематическое занятие Облака день 1

Мы сами – облака (подвижная игра)

Оделись с Максимом во все белое – мы облака. Бегали, кружились под музыку, Максим валялся на синем мате – плыл по небу.

Потом мама превратилась в ветер и хотела сдуть Максимку – поиграли в догонялки. Облако – Максимка прятался от ветра за горой (забегал за спортивный комплекс), в пещере (залезал под стол), в лесу (забирался на кровать с зеленым покрывалом).

Сказка на ночь, или облако на ощупь

Перед сном прочитали сказку С. Козлова «Трям, здравствуйте», попрыгали пальчиками по облакам в книжке. Обратила внимание Максимки на то, что его подушка тоже похожа на облако – такая же большая, белая и мягкая. Потрогали облако изнутри (у подушки есть замочек) – изумительно приятные ощущения (наполнитель подушки – лебяжий пух).

2 день

Утро, или туман – тоже облака (интеллектуальное развитие + подвижная игра)

Утро встретило нас густым туманом. Показала Максимке туман в окне под стихотворение И. Токмаковой «Туман»:

Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда же за грибами теперь?

Книжка «Наша погода» опять пришлась кстати. Прочитали, что туман – это тоже облака, только образовавшиеся у самой земли.

Сама собой придумалась подвижная игра, которая очень понравилась Максиму. Он бегал по комнате, а его догонял туман: я накрывала его с головой небольшой белой простыней, а он потом из нее выкарабкивался.

Что в тумане? (сенсорное развитие)

После завтрака на поднос насыпала манку – это туман. Пальчиками рисовали, что мы видим в тумане: машину, кошечку, поезд и прочее. Максиму по душе пришлась роль тумана – с энтузиазмом стирал рисунки, качая поднос.

Поделка «Облака» (сенсорное + творческое развитие)

Нам понадобилось:

  • по два шаблона облаков большого и маленького размеров, вырезанных из белой бумаги;
  • вата;
  • клей ПВА, кисточка;
  • иголка и нитка.

Сначала искали, где большие облака, где маленькие. С восторгом сдували облака со стола. Потом предложила: «Максим, посмотри, у нас облака совсем не пушистые. А давай сделаем очень-очень пушистые».

Я делала большое облако, Максим – маленькое. На один из шаблонов нанесли клей, приклеили кусочки ваты. Нанесли клей на второй шаблон и соединили с первым. Когда облака немного подсохли, приделала к ним большие петли из ниток. Получились объемные облака, с которыми можно играть. И мы отправились играть.

Тематическое занятие Облака день 2

Подвижная игра «По дороге с облаками»

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

Взяли за петельки наши облака. Из ненужных книг выложили дорожку и ходили по дорожке под песню «По дороге с облаками». Потом Максим просто с ними кружился.

Легкие и тяжелые облака (интеллектуальное развитие + подвижная игра)

Поделки – облака повесили рядом с солнышком, которое осталось от Масленицы. Маленькое облако висело чуть выше, чем большое. Объяснила Максимке почему:

Когда капелек воды становится в воздухе очень много, они сливаются друг с другом, становятся тяжелее и облако опускается ниже.

Сразу обыграли: говорила, какое сейчас облачко – маленькое или большое, а Максим приседал или тянулся на цыпочках вверх.

3 день

Облачный завтрак

Следующий наш день начался с «облачного» завтрака (манную кашу разложила на голубой тарелке в виде облаков). Кстати пришлось стихотворение В. Степанова «Облако – овечка»:

В небе облако гуляло,
Вдруг оно овечкой стало,
Белою овечкой
Над прохладной речкой.

Лепка на картоне «Облака – белогривые лошадки» (сенсорное развитие + мелкая моторика)

Потом Максим увидел незакрытую банку с мукой. Это его самый любимый материал для «грязных» игр. Рисовать на муке Максиму не захотелось, и мы … сделали из муки и соли соленое тесто. И налепили всего-всего, даже облака – лошадки.

Дождевая туча, или как растут лужи (интеллектуальное развитие + подвижная игра)

Пока мы завтракали, из-за облаков выглянуло солнышко. Мы вспомнили про наше солнышко и облака. Но что же это?

Вдруг подул ветер и принес большую синюю тучу. Туча была очень тяжелая, плыла низко-низко и совсем закрыла наше солнышко. (Я заранее вырезала из темно синей бумаги тучу, такую по размеру, чтобы закрыла солнышко, и капли дождя. Тучу прикрепила к солнышку одним из лучиков – прищепкой. Капли спрятала в карманчик на туче из бумаги того же цвета). Мама заметила: «Пошел дождь. Надо бежать за сапогами и зонтиком». Максим мигом все это принес (резиновые сапоги и зонтик – одни из его любимых атрибутов для игр), и быстро переобулся.

Показала Максиму, как «растут» лужи:

Сначала на землю падают несколько первых капель дождя, потом еще и еще. В небольшой ямке в земле сначала получается маленькая лужа, потом она становится все больше и больше.

Я заранее вырезала 6 луж разного размера из голубой бумаги и, пока рассказывала, накладывала лужу на лужу, начиная от самой маленькой, потом выкладывала лужи в ряд от самой маленькой к самой большой.

Сил ждать больше не осталось, и Максим помчался по лужам, которые я разложила на полу. Но… сегодня одному бегать по лужам ему показалось скучно, пришлось маме одевать резиновые тапочки (за неимением сапог) и брать зонт. А чтобы было веселее бегать по лужам, включили забавную песенку «По лужам весело и дружно».

Тематическое занятие Облака день 3

Еще делали лужи из тесьмы и лент, но Максиму они не понравились – стал ленточки собирать. И мы переделали игру на ходу: Максим стал солнышком, которое после дождя высушивает лужи.

4 день

Облачная зарядка – валялка (подвижная игра)

С утра повалялись в облаках – в подушках на кровати. Очень Максим это любит. Опять трогали облака внутри. Рассказывала стихотворение Т. Гуровой:

Рано утром молоко
Побежало далеко,
Разметалось по полям,
По болотам и лугам.
С неба солнышко пригрело —
Испарилось молоко
И на небо улетело –
Превратилось в облако.

Облака – печенье на тарелке

В дополнение к завтраку было галетное печенье. Но необычное – оно превратилось в облака на большой синей тарелке. Максим из тоненьких облаков делал толстые: складывал печенье стопкой. Пытался сдуть – не получилось.

Игра «Угадай, кто» (интеллектуальное развитие)

Посмотрели очень красивое видео:

Прочитали сказку С. Козлова «Заяц, Ослик, Медвежонок и чудесные облака».

Под впечатлением от чудесных превращений облаков поиграли в игру «Угадай, кто». Я заранее вырезала из белой бумаги силуэты разных животных. Максиму нужно было угадать, на какое животное похоже облако, или показать, где конкретное облако, например, барашек. Но Максим игру изменил, он брал облако и отдавал его персонажу из книжки: мишке – облако-мишку, кружке на столе – облако-кружку, а так как облаков зайца и ослика у меня заготовлено не было, пришлось срочно их доделывать, чтобы не разрушить игру.

Вечером играли в эту игру под стихотворения про облака (заранее приготовила силуэты всех персонажей):

Л. Буданова

               * * *
Плыл по небу пароход,
Превращаясь в самолет,
А потом в медведя
На маленьком мопеде.
Через несколько минут
Это был уже салют.
Таял в небе он, пока
Я смотрела на облака.

В. Лифшиц

               * * *

Я сегодня видел сам:
Слон гулял по небесам!
В синеве он важно плыл!
И опять случилось чудо-
Превратился он в верблюда!

В. Лунин

               * * *

Почему то все считают,
Что коровы не летают.
Но вчера, даю Вам слово,
В облаках плыла корова.
А за нею, по два в ряд,
Двадцать рыженьких телят.
Вы схватились за бока?
Что ж, спросите у быка!
Он летел за ними следом
Вместе с кроликом соседом;
И рассказывал о том,
Как на днях летал с китом!

Такие разные облака (творческое развитие + интеллектуальное развитие)

Рисовали облака фломастерами. Я нарисовала облака разного размера, разных цветов с разным заполнением. Потом искали пары: большой и маленький одного цвета, облака с одинаковым заполнением (штриховка, точки, кружочки).

Еще рисовали облака гуашью кисточками и гусиными перьями. Перышками у нас получились очень красивые перистые облака.

Покатай меня на облаке (подвижная игра)

Вырезала из белого картона облако, прикрепила к нему длинную веревку так, чтобы облако можно было за собой возить. Максим сажал на облако игрушки и катал их. Игрушки часто падали с облака, и мама кричала: «Ой, лови, лови скорее», что вызывало бурю восторга. Игрушки можно заменить на картинки и прикреплять их к облаку небольшим кусочком скотча, тогда они не будут падать, и можно бегать быстрее и залезать на турник, держа в руке веревку от облака.

Чья капелька? (интеллектуальное развитие + сенсорное развитие)

Из бумаги пастельных оттенков вырезала несколько облаков и капельки. Максиму нужно было по цвету найти, из какого облака упала капелька. Можно взять бумагу разной фактуры и другие материалы (обычную цветную бумагу, картон, бумагу для принтера, гофрированные бумагу и картон, фольгу, фетр и др.), тогда добавятся еще тактильные ощущения.

Потом разрезала облака на 2 части, и Максим собирал их (не обошлось без помощи экскаватора).

Готовим угощение – торт «Нежное облако»cake

Вечером всех членов семьи по случаю 8 марта ждал торт «Нежное облако», в приготовление которого сын принимал самое непосредственное участие: взбивал облако для прослойки (скачать рецепт приготовления торта вы можете здесь).

Вот так вкусно закончилось наше тематическое занятие «Облака». И хотя почти все эти дни небо было затянуто серыми облаками, мы остались очень довольны.

Надеюсь, вам тоже захотелось повитать в облаках вместе с нами. Понравились ли вашему малышу наши игры? Расскажите  в комментариях!

Вам также может быть интересно:

Скачать материалы для тематических занятий можно в разделе «Материалы для занятий».

Понравилась публикация — поделитесь ей с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей!

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

Автор: Юлия Мазнина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: "Не можешь рассказать - покажи".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...