Зимние физкультминутки

СнегЧто такое зима? Конечно же, это снег, лёд, мороз, метель, снежинки, иней на деревьях, сугробы, следы на снегу, медведь в берлоге, снегири и синицы, морозные узоры на окне, снеговики, снежки и горки… А ещё зимой так не хватает тепла и всё время хочется согреться. Думаю, что самое лучшее средство от холода — это движение. Ведь правда?

Поэтому предлагаю, не откладывая, заняться с нашими любимыми детками занимательными зимними физкультминутками. А помогут нам в этом замечательные стихотворения известных детских авторов.

Подготовка

Каждую неделю мы будем знакомить вас с новым подвижным тематическим занятием, а вам остаётся лишь немного подготовиться и весело поиграть со своим малышом. Для проведения любой физкультминутки потребуются распечатанные или переписанные от руки карточки (из картона или бумаги) со стихотворениями и описанием упражнений, небольшой коврик для выполнения движений на полу и хорошее настроение ребёнка.

Взрослому желательно заранее познакомиться с текстами стихотворений и сначала самому сделать все предлагаемые движения, чтобы потом было легче ориентироваться и проще проводить подвижное занятие с ребёнком.

Дополнительные атрибуты, которые могут понадобиться к какому-то определённому занятию, указываются в описании самого занятия.

Предлагаемые физкультминутки можно проводить всю зиму неоднократно — стоит только захотеть. А заниматься ими можно не только дома, но и с лёгкостью адаптировать их к уличным условиям — польза от занятий на свежем воздухе только возрастёт, игровые сюжеты станут реалистичнее, да и удовольствия малыш получит ещё больше. Главное, чтобы погода позволяла.

А теперь можно начинать…

Подвижное занятие «Снег»

Для начала необходимо создать ребёнку игровое настроение, чтобы он с удовольствием и плавно приступил к подвижным играм. Загадочно обращаемся к нему с вопросом: «Малыш, а ты сможешь отгадать загадку?» Когда получаем утвердительный ответ, озвучиваем загадку:

«Белая вата
Летит куда-то,
На землю ложится,
Тепла боится.»
(Степанов В.А. «Загадка»)

После того, как ребёнок догадается и скажет правильный ответ, можно предложить ему поиграть со снегом вместе с героями замечательных зимних стихотворений . «А разве можно играть со снегом дома?» — удивится малыш. «Конечно, можно — вот увидишь! Сейчас мы здорово поиграем и повеселимся! Как раз должен пойти снег! Повторяй за мной слова и движения!».

И начинаем проводить подвижную игру — медленно и с выражением проговариваем каждую строку стихотворения и делаем указанные под строчками движения. Малыш будет за вами повторять. Ни в коем случае не торопимся и следуем за ритмом ребёнка. Ведь наша основная цель — легко и непринуждённо сделать с малышом небольшую зарядку.

Для этого занятия дополнительно потребуются (по желанию) небольшие кусочки ваты или нарезанные четвертинки ватных дисков в качестве снега, а, возможно, кто-то воспользуется набором небольших бумажных снежинок, приготовленных для украшения интерьера.

 Физкультминутка по стихотворению «Снег пошёл»

Вечер клонится к ночи,

(Плавно наклоняемся вперед и достаём руками до пола)

Сны касаются звезд.
(Постепенно поднимаем туловище и полностью выпрямляемся)

По тропинкам сорочьим
(Начинаем идти по кругу, сложив «руки-крылышки» за спиной)

Снег пошёл во весь рост.
(Тянемся вытянутыми руками вверх, и в этот момент взрослый подкидывает вверх над ребёнком горсточку «снега»)

Он заполнил посёлок,
(Останавливаемся и разводим вытянутые руки в стороны как можно дальше, затем плавно возвращаем их обратно)

Шумно в окна стучась…
(«Стучим» по воображаемому окну кулачками, поочереди опуская и поднимая вытянутые перед собой руки)

А заснул, как котёнок,
(Плавно опускаемся на пол, ложимся на бочок)

Наигравшийся всласть.
(И сворачиваемся клубочком, обхватив руками колени, прижимая их груди, голова тянется к коленям)

(Выходим из положения лёжа и садимся на колени)

Можно шёрстку потрогать,
(Плавно опускаем туловище вниз и тянемся вытянутыми руками вперёд как можно дальше , одновременно «гладим» ладошками коврик)

Можно лапку пожать,
(Снова садимся на колени, держим согнутые в локтях руки перед грудью, скрещиваем ладони между собой как в рукопожатии и сильно прижимаем их друг к другу, чтобы почувствовалось напряжение грудных мышц )

А под утро с порога
(Поднимаемся с пола на ноги, тянемся вытянутыми руками как можно выше)

И метёлкой прогнать.
(Руки перед грудью согнуты в локтях, скрещиваем пальцы рук, как будто держим метлу, и двигаем вытянутые перед собой руки из стороны в сторону с большой амплитудой)

(Автор стихотворения — Степанов В.А.)

Если малышу понравится играть, и он попросит продолжения, то можно провести ещё одно подвижное снежное занятие.

Физкультминутка по стихотворению «Белые стихи»

Снег кружится,

(Кружимся по комнате, плавно двигая руками)

Надоели скучные прогулки?

Получите сценарии интересных тематических прогулок, от которых ваш ребенок и вы будете в восторге!

Снег ложится —
(Медленно опускаемся вниз и садимся на корточки, ладошки на полу)

Снег! Снег! Снег!
(Взрослый обсыпает ребёнка «снегом», малыш встаёт)

Рады снегу зверь и птица
(Изображаем звериную и птичью радость: сначала на полусогнутых ногах кружимся и одновременно быстро перебираем кистями рук-«лапками», затем встаём на носочки и «летаем» по комнате, широко взмахивая руками-«крылышками»)

И, конечно, человек!
(Высоко подпрыгиваем и хлопаем в ладоши)

Рады серые синички:
(Снова «летаем» на носочках и очень быстро машем руками-«крылышками»)

На морозе мёрзнут птички,
(Приседаем на корточки, крепко обнимаем колени руками и прижимаем туловище к ногам)

Выпал снег — упал мороз!
(Снова взрослый обсыпает ребёнка «снегом», а малыш в это время опускается на колени и осторожно заваливается на бочок)

(Поднимаемся и садимся на коленочки, руки на полу по бокам)

Кошка снегом моет нос.
(Проводим руками по полу, захватывая ладошками «выпавший снег», поднимаем их к лицу и проводим вниз по личику, задевая носик, затем снова опускаем. Такие движения можно сделать 2-3 раза)

У щенка на чёрной спинке
(Превращаемся в щенка — встаём на четвереньки)

Тают белые снежинки.
(Двигаем попой из стороны в сторону, как будто машем хвостиком, и одновременно стараемся посмотреть на свою спину, осторожно поворачивая голову сначала в одну, затем в другую сторону)

(Поднимаемся с пола и встаём на ноги)

Тротуары замело,
(Наклоняемся как можно ниже к полу и вытянутыми руками проводим по полу из стороны в сторону — «заметаем тротуары»)

Всё вокруг белым-бело:
(Медленно поднимаем туловище, руки вытягиваем перед собой и кружимся с вытянутыми руками сначала в одну, затем в другую сторону)

Снего-снего-снегопад!
(Приседаем на корточки, затем 3 раза подпрыгиваем вверх, выпрямляя ноги, а руками при этом как бы поднимаем с земли снег и подбрасываем как можно выше)

Хватит дела для лопат,
(Берём в руки воображаемую лопату и начинаем «убирать снег» — при каждом взмахе «лопаты» быстро наклоняем и поднимаем туловище)

Для лопат и для скребков,
(Теперь сдвигаем снег скребком: стоя на одном месте, вытягиваем руки прямо перед собой, с напряжением зажимаем кулачки (как будто взяли скребок в руки) и начинаем активно и с усилием двигать руками назад-вперёд, держа зажатыми кулачки. При движении назад руки сгибаем в локтях и разводим в стороны, вперёд — выпрямляем)

Для больших грузовиков.
(Собираем воображаемым ковшом экскватора «снег» и высыпаем его в «грузовик»: стоим прямо, ноги на ширине плеч, вытянутые руки опускаем вниз перед собой и сцепляем пальцы в замочек, раздвинув в стороны ладошки (сделали ковш). Наклоняемся туловищем как можно ниже к полу, ладошками-«ковшом» захватываем с пола снег, медленно выпрямляемся, вытянутые руки поднимаем прямо перед собой и закидываем их через верх за спину, сгибая в локтях, — «высыпали снег». Теперь плавно возвращаем руки вниз. При желании можно сделать упражнение несколько раз.)

Снег кружится,
(Кружимся по комнате, плавно двигая руками)

Снег ложится —
(Медленно опускаемся вниз, садимся на пол, прямые ноги разводим как можно дальше в стороны)

Снег! Снег! Снег!
(Взрослый обсыпает ребёнка «снегом», а малыш тем временем старается наклониться как можно ниже вперёд с вытянутыми руками, затем, плавно поднимая туловище, ладошками скользит по полу, как бы загребая снег)

(Аккуратно поднимаемся с пола)

Рады снегу зверь и птица
(Снова изображаем звериную и птичью радость: сначала на полусогнутых ногах кружимся и одновременно быстро перебираем кистями рук-«лапками», затем встаём на носочки и «летаем» по комнате, широко взмахивая руками-«крылышками»)

И, конечно, человек!
(Высоко подпрыгиваем и хлопаем в ладоши)

(Автор стихотворения — Михалков С.В.)

В завершение подвижного занятия «Снег» предлагаю включить подборку весёлых зимних песен и предоставить ребёнку полную свободу — пусть танцует, прыгает, кувыркается «в снегу», выражает свои эмоции в разнообразных движениях. А будет ещё лучше, если взрослые тоже примут участие в «снежной» дискотеке — ведь деткам очень важно, когда мама с папой поддерживают их детские забавы и фантазии.

Попробуйте провести со своими ребятишками такое увлекательное и совсем несложное подвижное занятие. Займёт оно совсем немного времени, но зато замечательное настроение, пользу для здоровья и умственное развитие после знакомства с новыми (а, возможно, уже прочитанными вами?) превосходными стишками ваши детки получат однозначно.

Для подготовки статьи использовались следующие стихотворные сборники:

  • Владимир Степанов «Чудеса вокруг» (Озон,  Лабиринт)
  • Сергей Михалков «Мы едем, едем, едем…» (Лабиринт)

Вам понравилась снежная физкультминутка? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях о проведённом подвижном занятии с малышом! Нажимайте на кнопочки социальных сетей, чтобы другие родители могли познакомиться с публикацией!

Надоели скучные прогулки?

Получите сценарии интересных тематических прогулок, от которых ваш ребенок и вы будете в восторге!

Автор: Светлана Мельникова

Все статьи автора

Увлеченная мама 6-летнего сынишки Глеба. "Делаю все возможное, чтобы в жизни моего ребенка обязательно присутствовали увлекательные открытия, подвижные игры, задачки для ума, добрые истории и немножко волшебства. Уверена, что в наших силах направить каждую минутку общения с детьми во благо развития их умственных и познавательных способностей".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Юлия Мазнина

    Светлана, спасибо за такие мягкие, пушистые и одновременно подвижные стихотворения. Обязательно используем. Стихи сразу запомнить сложно, может быть, вы будете прикладывать файл pdf, который можно бы было сразу распечатать?

    1. Светлана Мельникова

      Юлия, очень рада, что физкультминутки пришлись Вам по душе. Мы подумаем о добавлении на сайт кнопки «Распечатать», спасибо за идею.

  2. Юлия

    Добрый день!
    Благодарю за полноценно расписанное и предложенное занятие!
    Единственно — хорошо бы указывать возраст малышей изначально, на кого расчитаны занятия. Т.к. совсем с масиками (как у меня. например) будет сложновато и стих (первый — речь немного сложная) и движения некоторые (где малыш должен отличное от мамы что-то сделать) понять.

  3. Светлана Мельникова

    Юлия, очень рада, что Вам понравилось подвижное занятие.Относительно возрастных рекомендаций, то предлагаемые физкультминутки ориентированы, в основном, на деток от 3-х лет. Обязательно учтём Ваше предложение.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Дыхательная гимнастика для детей

Пришла зима. А значит, увы, опять возрастает риск простудных заболеваний. За другие страны не скажу, а в нашей стране, особенно...

Закрыть