Зимняя физкультминутка «Мороз»

физкультминутка морозНа календаре последние дни января — самое время крещенских морозов. И хоть с каждым годом мы замечаем, что зимы становятся всё теплее, и мороз уже не так господствует в природе, но всё равно ни одна зима в нашей стране не обходится без ясных морозных дней. Сразу вспоминаются знакомые всем строчки А.С. Пушкина «Мороз и солнце; день чудесный!..», а перед глазами появляются прекрасные картины с искрящимся на солнце снегом, запорошенными инеем деревьями, неповторимыми узорами на окнах.

А ещё бывает так, что мы торопимся морозным утром с сынишкой в садик, но деревья вокруг так прекрасны, и так хочется подольше полюбоваться этой необыкновенной красотой. И, несмотря на то, что мороз щиплет щёчки и что мы опаздываем на утреннюю зарядку, мы всё равно останавливаемся возле белоснежных деревьев, рассматриваем покрытые инеем веточки, трогаем их, беседуем и рассуждаем, и обязательно стряхиваем друг на друга с веточек снежок. Знакомая картина, правда? Думаю, такие прогулки очень любимы ребятишками и надолго остаются в их памяти.

И хоть морозная погода совсем не располагает к активным уличным прогулкам, но мы можем провести подвижное морозное занятие дома и хорошенько разогреться. Для сегодняшней физкультминутки не потребуется никаких дополнительных предметов (кроме небольшого коврика для упражнений на полу) – мы будем просто много двигаться.

Подвижное занятие «Мороз»

Пусть малыш сначала отгадает любую из предложенных загадок (а можно загадать все):

«Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занёс,
Изо льда мосты построил,
Кто же это?» (Дед Мороз)
(Из сборника «Большая книга Деда Мороза»)

«Все его зимой боятся —
Больно может он кусаться!
Прячьте уши, щёки, нос —
Ведь на улице …» (Мороз)

«Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка…» (Мороз)

«Молодец! Правильно отгадал! — продолжайте разговор с ребёнком. — Малыш, а как ты думаешь, что нам поможет не замёрзнуть в морозную погоду? Ну, конечно, надо просто побольше двигаться. А давай прямо сейчас встретимся с дедушкой Морозом, поиграем с ним и повеселим его, чтобы он стал добрее и не так сильно морозил людей, животных и птичек!»

Первая физкультминутка по стихотворению «Мороз»

Скрипит мороз.
(«Маршируем» по кругу, высоко поднимая колени — показываем, что к нам пришёл суровый мороз)

Сердит мороз.
(Руки прямые вдоль туловища, кулачки сжаты и сильно потопаем ногами — вот так сердится мороз)

И снег
Сухой и колкий.
(Теперь прыгаем с ножки на ножку, как будто снег колется)

И вяз озяб.
(Обнимаем руками себя за плечи и крутим туловище из стороны в сторону)

И дуб замёрз.
(Руки опускаем вдоль туловища, подпрыгиваем на двух ногах вместе, одновременно поднимая и опуская плечи)

Насквозь
Продрогли ёлки.
(Руки также вдоль туловища, ладошки параллельно полу — слегка приседаем и одновременно по очереди поворачиваем тело вправо и влево — так ёлочки пытаются согреться)

И солнце в небе,
Как желток…
(Поднимаем прямые руки вверх, делаем ладошками маленький круг и тянемся за ним как можно выше)

И до того
Мороз
Жесток.
(Как можно сильнее обхватываем спину руками и перепрыгиваем с ноги на ногу, высоко поднимая колени, — так сильно мы замёрзли и хотим согреться)

Что через поле
Птица
Перелететь
Боится!
(Делаем большие взмахи руками-«крылышками» и одновременно быстро бежим по кругу — птичка пытается поскорее перелететь через поле)

(Автор стихотворения — Т. Волжина)

«Ну и суровый мороз нам повстречался сейчас — еле согрелись! Правда, малыш? — поговорите с ребёнком после разминки. — Но мы всё равно не сдадимся и поиграем с дедушкой Морозом ещё. Согласен? Тогда начинаем!»

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Вторая физкультминутка по стихотворению «Мороз»

«Бураны, вьюги и метели…
(Произвольно изображаем снежную вьюгу — можно покружиться, размахивать руками из стороны в сторону, сделать «снежный вихрь» круговыми движениями вытянутых рук перед собой и т.п.)

Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни!
(Изображаем шум и толкотню — сначала пошумим, стуча ногами по полу и повыше поднимая колени, а затем потолкаемся — руки согнуты в локтях на уровне пояса, делаем отрывистые движения одновременно двумя локтями назад и в стороны)

Как надоели мне они!» —
Так проворчал мороз угрюмый,
(Ладошками держим голову около висков и осторожно наклоняем голову вправо и влево — «мороз недоволен и устал от шума»)

И речку лёд сковал без шума,
(Опускаемся на пол, садимся на колени, тянемся туловищем и вытянутыми руками вперёд как можно сильнее, скользим вытянутыми руками по полу из стороны в сторону — «речку покрыл лёд»)

Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
(Плавно поднимаем туловище, по-прежнему сидим на коленях. Потихоньку и осторожно опускаем голову вниз, растягивая шею, и обхватываем себя руками за плечи — в таком положении посидим тихо и неподвижно какое-то время. Вот так «деревья скрылись под инеем» и в природе «наступила тишина»)

(Автор стихотворения — В.Д. Берестов)

И напоследок, если малыш хорошо разыграется и захочет продолжения, ещё одна совсем небольшая, но очень весёлая морозная разминка.

Третья физкультминутка по стихотворению «Мороз»

В лесу мороз
ощупывал деревья…
(Пусть малыш будет деревом, а взрослый — морозом. Произносим первую фразу стихотворения и начинаем «морозить» ребёнка своими прикосновениями, а он должен стараться отбегать, отпрыгивать и увёртываться от вас. Лучше заранее обозначить игровое пространство пределами, например, одной комнаты. Для разнообразия можно меняться ролями)

(Заканчиваем игру)

Но главное, что я увидел сам, —
(Стоим прямо, руки вдоль туловища — медленно отклоняем голову назад, хорошо вытягивая шею, и несколько секунд смотрим вверх. Также плавно возвращаемся в исходное положение)

Как белый дым
Над чёрною деревней
(Изображаем, как дым из трубы поднимается вверх: вытянутые руки поднимаем вверх над головой, соединяем ладошки, поднимаемся на цыпочки, смотрим вверх и тянемся всем телом как можно выше)

Он приморозил
К синим небесам.
(Оставаясь в этом же положении, «замираем» на какое-то время — так «дым из трубы примёрз к небу»)

(Автор стихотворения — А. Климов)

Сегодняшняя морозная физкультминутка подошла к концу. Но, возможно, деткам захочется ещё поиграть с морозом. И я бы с радостью предложила отправиться на улицу и вспомнить другие подвижные игры. Но вполне естественно, что в морозы совершенно не хочется гулять, да и в такую погоду просто невозможно долго находиться на свежем воздухе, а тем более с малышом. Но это не повод просто остаться дома и сетовать на мороз. Давайте лучше порадуем наших деток и займёмся интересным занятием. Например, проведём…

Творческое занятие «Морозные узоры»

Как жаль, что повсеместно установленные в наших квартирах пластиковые окна лишают нас возможности, как в былые времена, любоваться зимой великолепными морозными узорами. Но мы не будем расстраиваться, а просто попробуем сами создать эту природную красоту на окнах. Думаю, что вашему малышу придётся по душе идея сделать морозные рисунки.

Есть множество разнообразных вариантов создания «морозных узоров» — их легко можно найти и попробовать. На мой взгляд, самый простой и доступный из них — с использованием зубной пасты. Сначала добавьте в кружку с водой немного зубной пасты и хорошо размешайте. Получившийся раствор перелейте в бутылку с пульверизатором и просто разбрызгайте на окно — получится как бы слегка замороженное окошко.

Теперь выдавливаем пасту в небольшую мисочку и начинаем рисовать кисточкой любые узоры, линии и орнаменты (кисточку желательно взять потолще и пошире). Рисовать можно и просто пальчиками — детки точно будут в восторге. Подойдут для рисования пастой и бумажные шаблоны.

Если есть опасения, что потом придётся долго и трудно отмывать «морозные» окна — не переживайте, зубная паста легко смывается обычной мокрой тряпочкой, да и будет прекрасный повод в середине зимы освежить окно. Мы с сынишкой украшали такими узорами окна уже несколько раз — получается очень красиво. Обязательно попробуйте!

Для подготовки материала использовались следующие сборники стихотворений:

  • «Большая книга Деда Мороза»
  • «Волшебница Зима» (Лабиринт)
  • Валентин Берестов «Как хорошо уметь читать…» (Озон, Лабиринт)

Делитесь, пожалуйста, впечатлениями, как проходят ваши зимние подвижные занятия? Нравятся ли они вашим деткам? Нажав на кнопочки соцсетей внизу, вы познакомите своих знакомых со сценарием новой физкультминутки!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Светлана Мельникова

Все статьи автора

Увлеченная мама 6-летнего сынишки Глеба. "Делаю все возможное, чтобы в жизни моего ребенка обязательно присутствовали увлекательные открытия, подвижные игры, задачки для ума, добрые истории и немножко волшебства. Уверена, что в наших силах направить каждую минутку общения с детьми во благо развития их умственных и познавательных способностей".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Открытки и игрушки-вытынанки из фантиков

Как сильно пополняется наша коробка с фантиками после Нового года! Игр с фантиками можно придумать много и для тех, кто...

Закрыть