Зимняя физкультминутка «На катке»

На каткеНаступил январь — серединка зимы. По природным особенностям — это самый холодный, морозный месяц. Поэтому лёд сейчас очень прочный и крепкий — как раз самое время встать на коньки и заскользить по гладкому ледяному полю. Безусловно, катание на коньках — замечательное спортивное занятие, отлично тренирующее равновесие и координацию движений тела, мышцы ног, способствующее укреплению иммунитета и хорошей физической форме.

Давайте предложим нашим деткам немножко потренироваться дома перед выходом на настоящий лёд и провести новую подвижную разминку.

Для сегодняшнего занятия потребуется:

  • небольшой коврик для упражнений на полу;
  • вырезанные из двустороннего картона или цветной бумаги золотистого цвета небольшие капельки (15-20 штук) — это будут «камушки янтаря» (впоследствии их можно использовать для других развивающих игр и творческих занятий);
  • две заранее замороженные льдины (одна побольше с различными маленькими предметами и фигурками внутри, вторую можно сделать поменьше — но на неё должны свободно войти две детские ладошки).

Подвижное занятие «На катке»

Начните физкультминутку с вопроса ребёнку:

— Малыш, попробуешь отгадать одну зимнюю загадку?

«Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно».
(Из сборника «Волшебница Зима»)

Если ребёнок затрудняется дать правильный ответ — помогите ему наводящими вопросами и продолжайте разговор дальше.

— А ты знаешь, как образуется лёд? Из чего он состоит?

Если эта тема ещё незнакома малышу, то кратко расскажите ему об этом природном явлении. Можно даже предложить ребёнку провести простой эксперимент: пусть он нальёт в небольшую пластиковую ёмкость воду и поставит её на несколько часов в морозильник. А потом сам увидит волшебное превращение водички в лёд.

Теперь продолжим нашу беседу, обратившись к малышу с новым вопросом:

— Как ты думаешь, а что можно зимой делать на льду?

— Конечно, кататься на коньках! А давай вместе вспомним все зимние месяцы — декабрь, январь, февраль. Отлично! Самый первый месяц зимы — декабрь — уже прошёл. Сейчас наступил второй зимний месяц — январь. В январе обычно бывает очень холодно и морозно, люди одеваются в тёплую зимнюю одежду, чтобы не замёрзнуть на улице. А ещё в январе самое лучшее время для катания на коньках, так как лёд на катке хорошо застывает и становится очень прочным.

— Давай весело поприветствуем наступивший месяц Январь красивым стихотворением и весёлыми движениями!

Физкультминутка по стихотворению «Январь»

(Взрослый и ребёнок встают на небольшом расстоянии напротив друг друга)

Я люблю тебя, Январь!
(Тянем навстречу друг другу руки и крепко обнимаемся)

Для меня ты месяц лучший —
(Снова встаём напротив друг друга и, высоко подпрыгивая, хлопаем в ладоши — показываем радость встречи с январём)

Молодой, большой, скрипучий,
(Из положения стоя плавно наклоняем туловище вниз, ноги прямые, и стараемся достать вытянутыми руками пола — показываем, какой молодой и гибкий январь. Поднимаем туловище, руки прямые вдоль тела — плавно поднимаем руки вверх и раздвигаем их широко в стороны — показываем, какой январь большой. Затем двигаем поочерёдно руками и ногами вперёд и назад, как будто едем на лыжах, а под ногами у нас скрипит снег)

Золотистый, как янтарь!
(Раскидываем над ребёнком заранее изготовленные «янтарные капельки» и просим его собрать все капельки «янтаря» с пола)

Солнце, снег, огонь, мороз —
(Смотрим вверх и тянемся вытянутыми руками к «солнышку». Затем опускаем руки и приседаем на корточки, поглаживая ладошками пол, — «трогаем снег». Дальше поднимаемся на ноги, руки на поясе и отскакиваем назад «от огня». Затем руками обнимаем себя за плечи и растираем спину — «греемся на морозе»)

Пламя белое берёз!
(Изображаем берёзку: ноги на ширине плеч, прямые руки разводим в стороны и слегка поднимаем вверх — в таком положении наклоняем туловище вправо и влево)

Догоняй меня, лови!
(Начинайте убегать от малыша и попросите, чтобы он поймал вас, а потом поменяйтесь ролями)

На коньках помчусь — засвищут
Под ногами соловьи!
(Скользим по комнате на воображаемых коньках, раздвигая с каждым шагом ноги в стороны, — покажите малышу движения и попросите повторить за вами. Одновременно пробуем посвистеть, изображая трели соловья)

(Автор стихотворения — С.Г. Козлов)

— Ну что, малыш, хорошо мы встретили второй зимний месяц, ведь правда? — обратитесь к ребёнку. — А теперь пора надеть коньки и выйти на лёд. Согласен? Тогда вперёд!

Присядьте с малышом на пол и «наденьте» воображаемые коньки — покажите ему все необходимые движения (как натягиваем коньки на ноги, как шнуруем их), а он пусть повторяет за вами. Теперь встаём и начинаем следующую физкультминутку.

Физкультминутка по стихотворению «На коньках»

Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки…
(Руки держим за спиной, делаем скользящие движения ногами в стороны, как будто катимся на коньках — так двигаемся по комнате)

Рукавицы на руках,
(Останавливаемся. Согнутые в локтях руки ставим перед своим лицом ладошками на себя — сначала одной, потом другой рукой «надеваем» рукавички, обхватывая противоположной ладонью руку и двигая её вниз от кончиков пальцев до запястья)

Шапка на макушке…
(Вытягиваем прямые руки вверх над головой, затем опускаем их вниз, сгибая в локтях и сжимая кулачки — «надели шапку»)

Раз-два! Вот и поскользнулся…
(Снова «поехали на коньках» — руки за спиной, делаем скользящие движения одной и другой ногой, затем останавливаемся, поднимаемся на носочки и походим немножко на носочках, переваливаясь из стороны в сторону, — как будто пытаемся удержать равновесие)

Надоели скучные прогулки?

Получите сценарии интересных тематических прогулок, от которых ваш ребенок и вы будете в восторге!

Раз и два! Чуть не кувыркнулся…
(Снова «едем на коньках» — одна нога в сторону и другая, останавливаемся, приседаем на корточки и опираемся руками в пол — как будто удержались от падения)

Раз-два! Крепче на носках!
(Поднимаемся «со льда», руки за спиной, снова встаём на носочки и тянемся вверх всем телом, сильно напрягая мышцы ног)

Захрустел, закрякал лёд,
(Опускаемся на полную ступню, руки по-прежнему за спиной, «катаемся» ступнями по полу, соединяя вместе то носочки, то пяточки — проверяем на прочность «лёд»)

Ветер дует справа.
(Раздвигаем руки в стороны и начинаем кружиться в левую сторону — вот так нас закружил ветер)

Ёлки-волки! Полный ход —
Из пруда в канаву…
(Снова «встаём на коньки» — руки за спиной, делаем скользящие движения одной и другой ногой, останавливаемся, плавно опускаем туловище вниз и тянемся телом к полу — как будто «полетели» в канаву вниз головой)

Раз-два! По скользкой дорожке..
(Выпрямляемся и продолжаем «кататься на коньках»)

Раз и два! Весёлые ножки…
(Останавливаемся и начинаем делать любые произвольные движения ногами — бегать, прыгать, поднимать и опускать — показываем, какие у нас весёлые ножки)

Раз-два! Вперёд и вперёд…
(Снова «катаемся на коньках»)

(Автор стихотворения — Саша Чёрный)

А вот ещё одна весёлая разминка на коврике в компании озорного кота, которую можно по желанию ребёнка провести сразу же или в следующий раз.

Физкультминутка по стихотворению «На катке»

(Превращаемся в кошечек: встаём на четвереньки на коврике)

В саду, на ледяной дорожке,
Катаются на лапах кошки.
(Изображаем, как кошечки катаются на лапках на льду: тянем одновременно правую руку и левое колено как можно дальше по диагонали вправо — возвращаемся в исходное положение; то же самое делаем левой рукой и правым коленом — по диагонали влево. Такие движения можно сделать несколько раз)

И пусть они не на коньках —
Летят на разных скоростях.
(Теперь те же самые движения постараемся сделать быстрее — также несколько раз)

Скользит на лапе на одной
Кот чёрно-белый заводной.
(По-прежнему стоим на четвереньках. Опираясь на левую руку и левую ногу, поднимаем одновременно правую руку и правую ногу и тянемся ими вверх. Возвращаемся в исходное положение и делаем те же движения другой рукой и ногой — и снова встаём на четвереньки)

Не удержался — на бок хлоп
Усатой мордочкой в сугроб.
(Слегка присаживаемся на колени, плавно опускаем туловище вниз и тянемся вытянутыми руками вперёд как можно дальше, затем осторожно заваливаемся на любой бочок лицом к полу)

Вскочил весь белый и без мук
Кот повторил опасный трюк,
(Плавно возвращаемся в исходное положение в обратном порядке: туловище внизу, присаживаемся на колени, встаём на четвереньки. Если ребёнку понравится этот «опасный трюк», то можно повторить эти движения ещё раз)

И посмотрел на кису —
Красотку Василису…
(Теперь можно поиграть — пусть малыш будет котом, а мама — кошечкой (или наоборот). Показывайте по очереди любые кошачьи движения и повторяйте друг за другом: тянем туловище и «задние лапки», прогибаем спинку, тянемся «передними лапками» вверх и «скребём когтями по дереву», перекатываемся на спинке и т.д.)

(Автор стихотворения — Г.И. Горина)

Идеальным продолжением подвижного занятия станет выход с малышом на коньках на настоящий лёд. Но если в ваши планы в этом году не входило поставить ребёнка на коньки, то можно просто поиграть со льдом и изучить его свойства.

Познавательные игры со льдом

В таком случае необходимо заранее в тайне от малыша в широком объёмном пластиковом контейнере заморозить воду, опустив в неё различные мелкие предметы, детали и фигурки из пластика или пластмассы. Пусть для малыша это занятие станет приятным сюрпризом, ведь, как правило, игры со льдом доставляют деткам огромное удовольствие.

Когда придёт время игры, достаньте льдину из контейнера, переложите её в тазик, возьмите несколько небольших фигурок людей и животных (можно из «Киндер-сюрприза») и скажите малышу, что сейчас мы окажемся в ледяном царстве. Придумайте и поиграйте вместе в различные «ледяные» игры.

Сначала можно покатать фигурки по льду и устроить между ними соревнования на скорость скольжения. После этого предлагаем обыграть увлекательную ситуацию с добычей сокровищ, спрятанных в подлёдных глубинах, — пусть малыш измерит линейкой толщину ледяного покрова, длину и ширину ледника, затем с помощью безопасных детских ножниц расколет лёд в тех местах, где спрятаны предметы, и достанет сокровища.

В завершении «ледяного» занятия можно исследовать опытным путём свойства льда, используя вторую заранее замороженную льдинку и положив её в тот же тазик с раскрошенной первой льдиной. Вот несколько идей для изучения льда:

  • сначала прижать ладошки ко льду, а затем потрогать ими своими щёчки;
  • подержать в руках и перебирать пальчиками ледяную крошку;
  • потрогать пальчиками растаявшую воду;
  • посыпать на один край льдины соль, а на другой край полить водичку — и понаблюдать за изменениями льдины;
  • сделать льдинку ароматной и разноцветной, посыпав на неё различные специи, чай, кофе, какао или травки.

Предложите ребёнку различные несложные известные вам опыты и эксперименты со льдом — и пусть он обязательно поделится своими ощущениями.

Для подготовки материала использовались следующие сборники стихотворений:

  • «Волшебница Зима» (Лабиринт)
  • Сергей Козлов «Я на солнышке лежу…» (Лабиринт, Озон)
  • Саша Чёрный «Стихи для детей» (Лабиринт, Озон)
  • Галина Горина «Безбилетный муравей»

С предыдущими зимними физкультминутками можно познакомиться здесь:

Зимние физкультминутки
Зимняя физкультминутка «Снеговик»
Зимняя физкультминутка «Снежинка»
Зимняя физкультминутка «Ёлочка»

Очень интересно узнать, как проходят ваши с детками физкультминутки — поделитесь, пожалуйста, в комментариях! Нажимайте на кнопочки социальных сетей, чтобы как можно больше увлечённых мам и пап познакомились со сценариями подвижных занятий!

Надоели скучные прогулки?

Получите сценарии интересных тематических прогулок, от которых ваш ребенок и вы будете в восторге!

Автор: Светлана Мельникова

Все статьи автора

Увлеченная мама 6-летнего сынишки Глеба. "Делаю все возможное, чтобы в жизни моего ребенка обязательно присутствовали увлекательные открытия, подвижные игры, задачки для ума, добрые истории и немножко волшебства. Уверена, что в наших силах направить каждую минутку общения с детьми во благо развития их умственных и познавательных способностей".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Праздник мороженого для детей и взрослых

Игровая программа состоит из двух частей: 1-я часть – время, когда дети играют вместе с ведущей/ведущими. 2-я часть – к...

Закрыть