Знакомство с шахматной доской. Адрес полей

Знакомство с шахматной доскойДети хорошо усвоили понятие горизонтальных, вертикальных и диагональных линий. Но на этом знакомство с шахматной доской еще не заканчивается.

Мальчишки успели полюбить и привыкнуть к новым друзьям, Полику и коту Федоту, каждый день они с нетерпением ждут занятий! И это меня очень радует!

И вот перед Артёмом и Антоном появляется Кот Федот и сообщает, что у него в кармашке сюрприз для мальчиков. Когда из кармашка кота достали карточки с буквами и цифрами, дети были расстроены и обескуражены. Они ожидали чего-то новенького… Ведь в одном из прошлых занятий уже упоминались обозначение рядов – цифры и буквы.

Котик, конечно же, заверил ребят, что все самое интересное и веселое впереди, и продолжил свой рассказ.

Адрес шахматного поля

Кот Федот: У каждой клеточки на шахматном поле есть свой адрес. Так вот, горизонтали обозначаются цифрами, а вертикали буквами. В шахматах используются буквы латинского алфавита.

Артем начал возмущаться, что он это все уже слышал и стал читать нам название букв: первая «а», вторая – «бэ», дальше – «цэ, дэ, эф, же, аш», показывая буквы на доске. Антошка сразу приуныл, ну не любит он всевозможные учения, а тут еще и буквы непонятные запоминать нужно!

Поэтому на выручку опять пришел Котик. Он протянул мальчишкам счетные палочки.

Кот Федот:  У каждого поля есть свой адрес – название улицы обозначается буквой, а номер дома, обозначается цифрой.

Федот предложил выяснить, где живет Полик. Для этого, Артему было дано задание: выкладывать палочки по вертикали «f», а Антошке – по горизонтали «3».

Артем не отличается сдержанностью, поэтому сразу выпалил, что Полик живет по адресу «f3». Рассмотрели с Антошкой и убедились в правильности ответа брата.Адрес полей

Появился Полик. Он попросил детей по очереди определить, где живут его друзья – другие кубики-поля.

Например:

  • вертикаль «а», горизонталь «7»;
  • вертикаль «h», горизонталь «4» и т.д.

Артем просто называл ответ, а Антошка, для того, чтобы удостовериться, выкладывал палочками, искал пересечение и только потом, говорил адрес поля.

Землетрясение

Когда на доске появилось достаточное количество кубиков, я потрясла доску так, чтобы они свалились с нее.

Полик объяснил, что иногда в стране случаются землетрясения, потом поля плачут и ищут свой адрес, чтобы вернуться. Мальчишки с удовольствием принялись помогать полям вернуться домой! Каждый кубик говорил свой адрес (например: d5, f8, g6 и т.д.), а сыновья увозили их на машинках на нужное поле.

Эта игра так увлекла мальчишек, что потом они «спасали» не только кубики, но и динозавриков, игрушек от киндер сюрприза, которые поселились на доске. И теперь частенько сами играют в «землетрясение».

Почтальоны

На следующий день в кармашке у Федота оказалось несколько конвертиков. Кот сообщил, что сегодня мальчишкам предстоит стать почтальонами. На каждом конверте был написан адрес клетки (например: улица «с» дом 4 и т.д.).

Мальчишки с энтузиазмом принялись расставлять на шахматной доске резиновых зверюшек, которые жили в домиках – клетках. А потом с удовольствием доставляли письма адресатам.

В конвертиках оказались листочки с буквами.

Какой буквы не хватает?

Кот Федот предложил поиграть с ними в игру «Какой буквы не хватает». Карточки с буквами разложили по порядку. Затем мальчишки отворачивались,  я меняла буквы местами или убирала одну — три буквы. Дети по очереди называли, чего не хватает.

Далее котик предложил выполнить подобное задание в тетради.

Для этого я заранее нарисовала в тетради шахматную доску, но пропустила некоторые цифры и буквы. Детям нужно было вписать пропущенные символы.Какой буквы не хватает

Лото на шахматной доске

На этот раз Кот Федот пришел к нам с мешочком, в котором лежали карточки. Карточек было много – 64 по количеству полей на шахматной доске, на каждой прописан свой адрес.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

С ними мы играли наподобие «Лото». По очереди доставали карточки из мешочка и искали поле с нужным адресом на шахматной доске.

Непослушные фигуры

Когда все карточки были разложены на шахматном поле, мы решили немного размяться. Котик предложил мальчишкам стать «непослушными» полями шахматной доски. «Непослушными» потому, что им не сидится на месте J.  Для этого мы разложили белые квадратные листы в шахматном порядке. Под каждой горизонталью подписали цифры, под вертикалями – буквы.

Артем решил, что будет королем, а Антошка слоном на этой доске.

Под музыку мальчишки бегали по горизонталям, вертикалям, диагоналям, прыгали через поля. Но, когда музыка заканчивалась, нужно было остановиться и назвать адрес поля, на котором остановился.

Сыновья очень любят играть с остановкой музыки, поэтому эта игра не оставила их равнодушными. У Антона еще не всегда получается сориентироваться с адресами. Но повеселились мы от души.Лото на шахматной доске

Ролевые игры на шахматной доске

Следующие несколько дней мы просто играли в ролевые игры на доске, чтобы Антон лучше понял и запомнил название и расположение линий, букв и цифр, а также адрес полей.

Стройка

Мои маленькие архитекторы сами наметили на нарисованном плане доски (немного напутали с планом, но в общем для первого раза неплохо), где будут находиться сооружения. Затем по плану возвели дома из кубиков, с помощью строительной техники.

Мальчишки вспомнили про игру в землетрясение и повторили с сооруженными зданиями. Домики были разрушены. За дело взялись спасатели, которые восстановили дома по первоначальному плану.Сюжетные игры на шахматной доске

Снежные заносы

Всю шахматную доску обложили снегом (ватой и ватными дисками).

Я была диспетчером и через рацию сообщала мальчишкам – спасателям, какое поле нужно расчистить, чтобы появилась дорога для машинок или пешеходная дорожка для динозавриков, зверюшек.

Затем Артем придумал сгребать бульдозером весь снег. Я снова диспетчер – сообщаю, в какой квадрат доски сгребаем весь снег, чтобы образовалась гора.

Тушим пожар

На этот раз Артем диспетчер, сообщает Антошке, на каких полях разгорается огонь. Антон – пожарник выезжает на место пожара и тушит его. Потом ребята меняются местами и все повторяется.Пожар и снежные заносы

В лесу

Шахматная доска — лес. Антон сообщает по рации, что он заблудился. Артем диктует ему, как выбраться из леса по клеточкам, называет адрес поля. На которое нужно встать. Один ход – одна клетка.

Стреляем в цель

Выставили солдатиков на доске. Я была за командира, дети с самолетами в руках – бомбардировщиками. Я называла адрес поля  (квадрат обстрела), а мальчики кидали по цели мячики (боевые снаряды).

А потом  мы поставили доску к стене и кидали в нее небольшие шарики мягкого пластилина. Они прилипали к полям. Дети называли адрес поля, в которое угодил их снаряд.Стреляем в цель

Автобус или такси

По очереди катали автобус (машинку) с пассажирами — динозавриками по шахматной доске. Когда останавливались, говорили название клетки, на которой стоим – это остановка.

Клад

Просила сыновей выйти из комнаты, прятала под мозаикой кусочки печенья. На маленькой доске камешками обозначала место нахождения вкусного «клада». Эта игра полюбилась больше всех! Играли долго и весело, пока не закончилось печенье…Поиски клада

Цветы и пчела

Для этой игры, также, использовала детали мозаики, которые были цветами. У пчелки болит крылышко, но ей нужно собрать нектар с цветочков. Пчелка говорит адрес по которому «растет» цветок, дети относят ее туда.

Письменные задания

И еще было два письменных задания.

  • Первое – нужно было записать адреса полей, куда упали яблоки. В тетради я нарисовала доску с яблоней и яблоками;
  • Второе  –  закрасить определенные поля. В итоге получился рисунок самолета.Письменные задания

Все игры дети воспринимали на «Ура», а вот с заданиями в тетради была небольшая заминочка у обоих, да и желание выполнять их практически сводилось к нулю…

Автор: Вера Старухина

А ваши дети уже знакомы с шахматной доской? Расскажите в комментариях!

Хотите провести такое же занятие? Сохраните себе на стеночку в социальной сети, чтобы не потерять!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Вера Старухина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Артема (6 лет) и Антона (4 года). Считаю, что лучшее правило воспитания ребенка - это собственный пример. Поэтому я познаю этот мир вместе с мальчишками. У нас нет занятий и четких правил, я просто наблюдаю за своими детьми и стараюсь дать знания, поиграть в игры, которые будут интересны здесь и сейчас.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Александра

    Спасибо! Ваши занятия интересны и полезны, как детям, так и их родителям.
    Мы занимаемся с радостью. Очень сложно оторваться на обед. Ждём новые задания, а с шахматами ложимся спать.
    С уважением, Александра.

    1. Вера

      Спасибо большое, рада, что вам нравятся наши игры. У меня мальчишки поделили фигуры по полам, сложили по коробочкам и тоже с ними спят ;)

  2. Юлия

    Отличные игры! А мы на шахманой достке раскладываем фрукты-камешки и помогаем шахматным фигуркам «собирать урожай и угощаться» (вспоминаем, как ходят разные фигуры). А вот с названиями полей только-только начали знакомится… (дочке 3.3).

    1. Вера

      Юлия, спасибо! Отличная идея с фруктами! :) Когда будем знакомиться с ходами, обязательно воспользуюсь. ;)

  3. Светлана

    С оной стороны, все интересно, с дугой стороны.. шахматы это довольно серьезная игра, которую очень хорошо использовать для развития у ребенка логики, не совсем понимаю, зачем такие пляски с бубнами устраивать… не приведет ли это к тому, что ребенок как-то не серьезно будет относится к шахматам? И второй вопрос: зачем это делать? Зачем устраивать снег на шахматной доске? Развлекательная сторона понятно, но есть ли еще какая-то цель у большинства из предложенных игр?

  4. Вера

    Светлана, понимаю ваши опасения, но мы занимаемся шахматами в такой веселой форме уже 4 месяца. Мои дети воспринимают игру, как очень веселую, но спокойно играют по всем правилам. Теперь они играют между собой, что мне и было нужно.
    Старшего сына с шахматами знакомил папа с 2,5 лет, они читали книжки, папа показывал, как ходят фигуры, т.е. без всей игровой части, которую даю я сейчас. Но младший ни в какую не интересуется игрой, поэтому я взялась со своим подходом. Дети разные и подход тоже…
    Зачем этот снег и прочее веселье: я считаю, что лучше 10 мин. веселой игры, чем 30, а то и больше минут нудного монотонного рассказа. Вспомнить свое детство — хочется вернуться и вспоминать счастливые минуты, а не то, как рассказывал нам учитель тему, кстати а учителя, какого приятней вспоминать? ;) Игры все нацелены на понимание того, как определить адрес поля, ну что-то наподобие морского боя. Как выяснилось ребенок не всегда понимает, как соединить букву и цифру и найти нужную клеточку на большом поле…
    Буду рада, если вы поделитесь своим опытом игры и знакомством с шахматными полями. :)

    1. Светлана

      Спасибо! Да, согласна, что к каждому ребенку — свой подход)
      И безусловно, не имела ввиду, что надо все превратить в «30 минут монотонного рассказа» — есть же середина, а не только крайности!
      Мы играем немного по-другому, то есть с шахматами исключительно как с шахматами, сразу начинаем осваивать логику игру, продумывание ходов, разыгрывание различных позиций.
      А вот до знакомства с полями — я не дошла. Пока не понимаю, зачем это ребенку. ну узнал он, что это а2, ему то от этого что? )) я так подробно спрашиваю, потому что сама очень увлечена обучение детей игре в шахматами, сейчас дорабатываю программу для детского кружка)

      1. Вера

        Светлана, игры с шахматами у нас впереди, но там тоже будут, как подвижные, так и спокойные игры.
        С полями мы знакомились для общего развития, ориентацию в пространстве. Похоже на ориентацию по карте.
        Например, если мы будем знать нужную широту и долготу, мы быстрее найдем нужный нам город.
        В прошлом году летом я рисовала детям по клеточка нашу местность и нужно было найти сюрприз в определенном квадрате. :)

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Знакомство с шахматной доской. Горизонталь, вертикаль, диагональ

Несколько месяцев назад ко мне подошел мой младший сын Антошка (4 года), и сказал: "Мама, а почему Артём (старший брат)...

Закрыть