Знакомство с шахматными фигурами

Шахматные фигурыВдоволь наигравшись за 2 недели разными игрушками на шахматной доске, Артем предложил играть уже с шахматами. Пора познакомить и Антошку с названиями фигур и показать, как они ходят по «полю в клеточку».

Знакомство с Королем и Ферзем

И вот к нам в гости снова пришел котик. На этот раз он принес небольшую красивую коробочку, в которой лежали шахматные фигуры.

Кот Федот:  Это главные действующие лица на шахматной доске – шахматные фигуры. На шахматном поле сражаются две армии шахматных фигур – белая и черная.

Вот это Король – самый главный, высокий и заметный на доске. А на голове у него корона (остроконечная пика или крест).

Котик выставил перед мальчишками белого и черного королей, чтобы лучше рассмотрели.

Затем Федот показал детям, как изображается король в книгах и шахматных учебниках. Для этого я заранее нарисовала каждую фигуру на отдельных карточках.

Предложил детям зарисовать его в тетрадках: Король похож на яблочко, лежащее на тарелочке.Король Ферзь

Кот Федот:  А эта фигура называется Ферзь. Она чуть поменьше Короля, а на голове у нее небольшой круглый шарик. Это самая сильная фигура на доске. Нарисовать ферзя в тетради можно, как корону, именно так его обозначают в учебниках.

Когда дети зарисовали Ферзя, котик предложил немного размяться и поиграть в официантов.

Расположили два детских столика в разных концах комнаты. На один стол составили все фигуры вперемешку. За другим столиком сидел Федот – клиент ресторана. Он заказывал фигуры (Короля или Ферзя) на обед. Задачей детей было быстро найти на противоположном столике нужную фигуру и принести заказ клиенту.

Так как Артем хорошо знаком со всеми фигурами, ему задания давались труднее: принести за один раз 3-4 разные фигуры (например: белые пешка и слон, черные Король и Ладья и т.д.).Игра Официанты

Знакомство с Ладьей и Конем

На следующий день Федот предложил продолжить знакомство, так как вчера мы узнали название только двух фигур. А их на доске целых 32 по 16 у каждой армии!

Для начала вспомнили, с какими фигурами познакомились вчера.

Кот Федот:  Эту фигуру называют Ладья. Она напоминает по внешнему виду крепостную башню. Всего Ладей – четыре, две белых и две черных. Ладью можно нарисовать, как треугольник, сверху которого лежит небольшой прямоугольник.

Следующая фигура — Конь, очень даже похожа на настоящего, даже грива есть. И нарисовать его труднее всего. Коней тоже четыре, два черных и два белых.

Играли в «Да–Нет». Мы выставили фигуры, с которыми познакомились, включая вчерашние. Получилось 12 фигур. Я загадывала фигуру, мальчишки задавали наводящие вопросы (внешние признаки фигуры), пытались отгадать, что я загадала. Если описание совпадало, я говорила «да», если нет, соответственно – «нет».  Например, спрашивали:

  • она черная (нет);
  • у нее на голове шарик (да);
  • она изображается короной (да).

Значит это Ферзь. Затем играли так по очереди.

Знакомство со Слоном, Пешкой

Кот Федот:  Вот эта малышка называется пешка. Их в каждом войске 8 штук, не зря это название произошло от слов пехотинец, солдат. В течение игры эта кроха может, если ей повезет стать Ферзём.

Пешку нарисовать легко – треугольник, а на верхушке у него «сидит» шарик, можно еще ручки пририсовать.

После того, как мальчишки зарисовали в тетради новую знакомую, котик предложил поиграть с пешками в прятки.

По очереди прятали и выставляли фигурки пешек (сколько было и сколько стало, сколько не хватает), тренируя счет, сложение и вычитание.

Дети с удовольствием принялись считать – это они любят! После нескольких примеров Артем решил в игру добавить все другие фигуры, чтобы сложнее посчитать было.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Время в игре летит незаметно, а у нас последняя фигура осталась…

Кот Федот:  Это слон. У него нет ни ушей, ни хобота. Зато он похож немного на пешку, которая росла – росла и выросла! Слонов, так же, как и ладей, и коней четыре, два белых, два черных.

В книжках и учебниках слон похож на капельку с двумя ножками, сверху маленький кружочек.

Далее Федот предложил игру «Мемори» с карточками, обозначающими каждую фигуру.Мемори Шахматы

Игры на запоминание шахматных фигур

Следующие несколько дней мы играли в разные игры, что запомнить, как  называются и выглядят фигуры.

Угадай по описанию

Я описывала фигуру словесно, мальчишкам нужно было догадаться. Потом менялись местами.

Когда я описывала фигуру дети отгадывали очень быстро, у Артема тоже с описанием все хорошо, а вот Антошка пока еще «плавает» в названиях, поэтому иногда получалась такая абракадабра, наподобие: «Эта фигура большая без ушей с маленьким шариком на голове». Оказывается Ферзь, хотя и Слон, если подумать подходит…

В общем, посмеялись от души!

Опять же поиграли в «Да-Нет» с полным шахматным составом. Дети любят в неё играть. Очень часто, когда идем в магазин, любим загадывать транспорт, еду, одежду и т.д.

Что общего

Брали по две фигуры, описывали, что у них общего и чем отличаются.

Волшебный мешочек

Не подсматривая,  определяли на ощупь, какая фигура попалась в ручку. Затем немного усложнили – давали друг другу вытащить из мешочка на ощупь определенную фигуру.

Снежный ком

Выставляя по одной фигуре, нужно назвать предыдущую. Например, я поставила Короля, говорю: белый Король. Артём поставил Ладью, говорит: белый Король, черная Ладья. Антон ставит черную Пешку, говорит: белый Король, черная Ладья, черная Пешка и т.д., увеличивая количество шахмат.

Найди такую же

Я по очереди называла детям на ушко название фигуры. Один выставлял черные фигуры. Другому ребенку нужно было найти у себя такую же белую фигуру.

Например, говорила Антону: «Пешка». Он искал у себя такую фигуру, выставлял на стол. Артем смотрел, какую фигуру поставил Антошка, и искал у себя такую же.

Кубик

На кубик приклеила картинки с изображением обозначения фигур в книгах. Какая картинка выпадала, такую фигуру нужно было найти и назвать. Второй кубик сделала с первыми буквами названий фигур. Так же, что выпало – ищем.Игры на запоминание шахматных фигур

Лепка шахматных фигур

Еще мы решили слепить все шахматные фигуры из пластилина. Так как очень любим лепить.

Антошка очень старался, лепил, как я показывала, спрашивал. А вот Артем привык, как говорится, брать количеством и размерами, а не качеством …Шахматные фигуры из пластилина

Получилось много разноцветных пластилиновых шахмат, с которыми мы потом играли в сказки:

  • знакомство шахматных фигур, которые ищут друзей;
  • наподобие «Теремка», где герои по очереди подходили к пластилиновой башне и хотели жить за ее крепкими стенами.

Ну и, конечно мы повторяли название линий в игре и адреса полей, знакомство с которыми вы найдете в этих статьях:

Автор: Вера Старухина

Понравились идеи знакомства ребенка с шахматными фигурами? Сохраните запись себе на стену в социальной сети, чтобы познакомить и своего малыша с шахматами!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Вера Старухина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Артема (6 лет) и Антона (4 года). Считаю, что лучшее правило воспитания ребенка - это собственный пример. Поэтому я познаю этот мир вместе с мальчишками. У нас нет занятий и четких правил, я просто наблюдаю за своими детьми и стараюсь дать знания, поиграть в игры, которые будут интересны здесь и сейчас.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Евгения

    Очень интересный материал. С нетерпением ждем продолжения.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Домашний кукольный театр своими руками

Приближающийся Всемирный день театра натолкнул меня на хорошую мысль – организовать для своего сынишки небольшое кукольное представление и провести с...

Закрыть