Методика Никитиных

Методика НикитиныхМетодика Никитиных занимает одно из передовых мест в списке методик раннего развития детей. Борис и Лена Никитины стали классиками отечественной педагогики, а их логические игры не теряют актуальность уже на протяжении многих лет. На примере своих детей они показали, как вырастить и сделать ребенка самостоятельным и гармонично развитым.

Никитин Борис родился в 1916 году, получил образование и некоторое время служил в авиации. Затем заинтересовался педагогической работой, а в 1958 году уже успешно стал руководителем группы педагогов,чтобы повторить опыт  Макаренко. Свою будущую жену он встретил тоже в этом году. Никитина Елена, педагог по образованию, работала в тот период в школе, а затем заведующей в библиотеке. В их семье родилось семеро детей, которые были воспитаны согласно методике Никитиных. В Советском Союзе она вызвала большой интерес общества, кроме того, методикой интересовались и другие страны, например, в Германии и Японии. Книги, которые выпускались за весь период, были переведены на 10 языков, а общий тираж составил около 7 млн.

В чем же особенность развития детей по методу Никитиных? Существуют основные принципы, которые во многом определяют суть методики.

 

Основные принципы

— участие и заинтересованность родителей в развитии;

— свобода детей в проявлении своих творческих способностей;

— создание родителями благоприятных условий для всестороннего развития своего ребенка (спортивное развитие, наличие различных развивающих игр).

Таким образом, дети Никитиных росли в здоровой атмосфере, где значительное внимание уделялось спортивному  умственному развитию. Спортивные снаряды с самого раннего тесно вошли в их жизнь и стали чем-то постоянным и привычным. Родители не мешали развитию, а наоборот помогали и давали детям свободу в осуществлении каких-то задумок и желаний.

О резервах новорожденного ребенка

В 60-е годы методика Никитиных была настоящим открытием, он ввел в роддома те основы, которыми сейчас успешно пользуются врачи и которые уже не кажутся чем-то особенным, скорее естественным. Никитины предлагали ряд таких просьб к медицинскому персоналу в родильных домах:

— не делать обезболивание при нормальном течении родов;

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

— пуповину нельзя перерезать, пока она пульсирует;

— ребенка сразу после рождения необходимо приложить к груди, уносить его от матери ни в коем случае нельзя, необходим контакт матери с ребенком «кожа к коже» минимум 15 минут;

— исключительно грудное вскармливание до 5-7 месячного возраста (до первого зуба);

— лучше избегать прививок в первые дни жизни.

Пробуждение у детей желания к занятиям

Необходимо практически с самого рождения подготовиться к будущему развитию. На стены в комнате можно повесить разные таблицы, буквы, карту мира, измерительные приборы. Это может пробудить в ребенке тягу к знаниям и, возможно, развить какие-то определенные способности. Есть один важный момент, о котором не следует никогда забывать: за ребенка делать ничего нельзя, решения он должен принимать самостоятельно. Взрослый может только поощрять интерес и вовремя предотвращать ошибки, при этом, не навязывая своего мнения. Если у ребенка что-то не выходит, нельзя его стыдить или упрекать. А вот успехи обязательно нужно поощрять, хвалить как можно чаще. В любом случае, нельзя оставаться равнодушным к занятиям ребенка и его развитию.

Физическое и интеллектуальное развитие

Знания воспринимаются ребенком и умственно, и физически. Чтобы оно развивалось на физическом уровне, в доме обязательно должны присутствовать спортивные снаряды, не нужно перегружать ребенка лишней одеждой и едой. Никитины большое значение уделяли закаливанию, что благоприятно влияло на здоровье их собственных детей и ограждало их от простудных заболеваний.

Никитин известен многим по своим логическим играм, которые способствуют умственному развитию ребенка. Для начала ребенку необходимо участие взрослых, чтобы вовлечься в игру, а потом он может играть и самостоятельно. Подсказывать ребенку нельзя. Если он не справляется, то следует вернуться к более легкому заданию или на время оставить данную игру. Если же ему игра стала не интересной или он достиг максимума своих возможностей, тоже следует на время оставить занятие. Таким образом, дети учатся самостоятельно искать решения и развивать свое творческое мышление. Игры рассчитаны на разный возраст, есть более простые задания для малышей 2-3 лет, а есть и игры для взрослых. В книгах Никитиных можно найти много логических игр согласно возрасту.

Преимущества данной методики налицо: ребенок развивается всесторонне, он обучается логическому мышлению, растет самостоятельным человеком.

Недостатком же можно назвать тот факт, что дети Никитиных, перескакивая через классы, трудно находили общий язык со сверстниками, поэтому социальная адаптация была сложной. Кроме того, уделялось недостаточно внимания их эмоциональному воспитанию.

Перечисленные недостатки ни в коем случае не умаляют общий вклад Никитиных в развитие педагогики. Умелое использование логических игр, спортивных снарядов, которые придуманы авторами методики раннего развития, оказывает самое благоприятное влияние на развитие детей, их умственные и физические способности.

Вы можете задать вопрос или поделиться своим мнением о методике Никитиных в комментариях.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Валерия

    Хорошая статья, я читала с большим удивлением их замечательную книгу, на сколько все естественно в их воспитании, нет завышенных требований к ребенку(я считаю сейчас от ребенка хотят слишком много), все что описывают они, только для гармоничного развития,только во благо, а не реализации родительских «хочу чтобы мы были умнее всех, лучше всех и тд»

    1. Валерия

      Единственное, что хотелось бы добавить, это то, что они много внимания уделяли количеству детей, так что ли выразиться :) что каждый их последующий ребенок развивался быстрее, «догонял» братьев и сестер. Что важно не отказываться от помощи ребенка,но поручать задания по возможностям. А так же, что не бывает игрушек или занятий не по возрасту, младшие дети всегда играли со старшими. Просто очень меня воодушевила их книга, не могла не написать ))

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Наш вклад в Академию «Умница»

Прошлой зимой ко мне обратился представитель компании "Умница" с предложением поучаствовать в создании нового проекта. Проект заключался в создании новых...

Закрыть